Перейти к содержанию
17-й ежегодный слет Корандоводов 2024 - Сибирь!

Идем на Мыс Челюскин


Рекомендуемые сообщения

Ну, вот я и ожил... Вроде бы...

Блин... Не надо никуда ехать и ничего ремонтировать! Как-то непривычно даже.

 

В первую очередь хочу всем вам сказать огромное спасибо за поддержку. Очень много абсолютно незнакомых людей звонили на спутниковый, а потом и на мобильные. Только ради того, что бы поддержать и подбодрить. На обратном пути встречали в городах, узнавали на дорогах.

Люди добрые, спасибо ВАМ огромное!

 

Сейчас смотрю на катру с треком... Офигеть... Как черт меня туда занес?

Там как-то не очень это воспринималось, а сейчас понимаешь, что слова хатангских дальнобоев (про них потом отдельно раскажу), что-то типа "Пацаны погибать поехали" уже нифига не шуткой воспринимаются.

Когда ты, уйдя от Хатанги строго на север на 450 км нифига не по зимнику, жмешь руку последним живым людям на твоем пути (двум рыбакам, живущим на озере Таймыр) и впереди у тебя более 600 км полной неизвестности, по которой последняя техника проходила последний раз несколько десятков лет назад...

 

По машинкам можно много и долго чего писать.

Изначально, когда готовилась поездка, дойдем до Челюскина или нет лично для меня вопрос не стоял. Доходила ведь техника туда в советские времена, значит и мы дойдем. Стоял лишь вопрос - дойдут ли ГАЗоны.

Как бы там не было, но они дошли. И туда, и обратно, да еще позволили нам замахнуться на Якутию, а не кратчайшим путем драпать домой.

Крупная поломка была одна - развалился подшипник на первичном валу КПП. Сразу скажу - это произошло только по нашей вине. Потому что гудела коробка еще в прошлом году во время нашей поездки в Воркуту. В этом году она гудела уже немного сильнее. Так получилось, что после нашей летней поездки в Нижний Новгород на завод мы были немного обнадежены на их помощь. А когда стало понятно, что никакой поддержки с их стороны не будет, то к тому времени полностью капиталить машины у нас не было уже ни времени, ни денег, ни сил. Ну да ладно... есть такие люди...

 

В остальном все крупные узлы и агрегаты в целом выдержали эти нагрузки. На которой машине меняли коробку один раз сломало крестовину заднего кардана, появились небольшие люфты в раздатке и пару раз выбило пониженную при сильных нагрузках. На второй машине, которая большую часть бездорожья шла с перегрузом, выгнутыми в обратную сторону задними рессорами, да еще несколько дней тащила на жесткой сцепке поломанную вторую машину, начало выбивать пониженную, потекли сальники раздатки и задних полуосей и перестала работать блокировка заднего моста. Вот и всё по крупному.

Мелочевки было много, просто очень много. Практически не было дня, что бы откуда-нибудь что-то да не текло. От тряски, от нагрузок, от брака и просто от гениального конструктива под машинами постоянно были разноцветные пятна. Мало того, много пришлось ремонтировать того, что было поставлено абсолютно новым перед самой поездкой. Благо это почти не мешало двигаться дальше и многие устранения поломок можно было откладывать до хорошей погоды или вообще до ближайшей цивилизации.

 

Пока, наверное, все. Если есть какие вопросы, задавайте. Будем с Димкой стараться отвечать по мере возможности.

Ссылка на комментарий

Какой серийно выпускаемый автомобиль хорош для подобных путешествий? К стоимости можно не привязываться.

Ссылка на комментарий

Mersedes Unimog наверное :)

Все верно. Новый или почти новый Унимог. ;) Изменено пользователем Ёлкин
Ссылка на комментарий

Побрился? :)

Первым делом! :biggrin:

 

 

 

 

Немножко про вертолет...

 

Просто чем больше читаю различные форумы после приезда, тем чаще наталкиваюсь на упоминания об этом чудо-мега-волшебном железном божестве, которое своим появлением сводит на нет (богачи, поддержка с воздуха, сами не смогли чисто пройти и пр...) абсолютно любое путешествие и так же делает героической даже мало-мальскую поездку выходного дня, если в этой поездке стойкие путешественники смогли чудом и только своими титаническими силами избежать помощи хеликоптера.

 

Как это было у нас:

 

Выла коробка себе и выла. Не напрягая особо и особо не увеличивая громкость воя. Но в какой-то прекрасный момент, точнее прекрасное утро мы вдруг поняли, что звук где-то там резко изменился и ехать так дальше нельзя. Встали... Долго чесали репы свои небритые... До Челюскина больше 300 км, до мыса Саблера на озере Таймыр ровно столько же. От Саблера до Хатанги еще 450 км, но до этого мыса еще раз или два в этом году должны били дойти Камазы с топливом. Думали, гадали, даже уже начали переодеваться и присматриваться к месту для снятия КПП. На улице ниже -40 и ветер далеко за 10 м/с. (Забегая вперед, скажу, что такая погода нас преследовала вплоть до Челюскина с разницей лишь на +-5 градусов и усилением ветра до ураганного.) Стремно даже в туалет сходить, не то, что коробку снять/перебрать/поставить.

Короче, решаемся двигаться на 1-2 пониженных, потому что на них не гудит.

Двигаться на мыс Челюскин, конечно же. )))

Таким образом проехали... несколько километров. Все. Уже и на первой такие же скребущие звуки.

Опять чешем репы...

Какие у нас есть подшипники. Откуда еще их можно выколупать. Вариантов немного - это набор ступичных, раздатка и лебедка. На сколько они похожи с развалившимися, как можно их туда вживить. Сможем ли выпрессовать шестерни с валов. И т.д... Самое сложное было во всем этом то, что мы не понимали, что именно развалилось в коробке. Просто снять, разобрать и посмотреть... Хм... А вдруг там вообще ничего живого не осталось...

 

///

В Хатанге мы познакомились с главным вертолетчиком Таймыра - Юрой Ждановым. Он, когда узнал куда мы собрались, на полном серьезе отправил нас в местный храм поставить свечки. Послушались. На том и расстались обменявшись телефонами.

По просто дикому совпадению (помните выше про супер лотерею?) у Юры планировались три рейса подряд на остров Большевик на золотоискателей. Это первые три рейса в сторону Челюскина в этом году. И после этих трех рейсов опять долго на Челюскин ни кто не полетит.

///

 

В голове мы этот факт держали, но надеяться на него было бессмысленно. Денег не было ни на коробку, ни на вертолет тем более.

Делаем звонок Юре...

Сбивчиво объясняем ситуацию... говорим что денег нет... если он сможет попутно...

Договорить он не дал. Дословно: "Это север, ребята. Никто вас не бросит. Быстро ищите деньги на коробку и людей в Красноярске и бегом высылайте ее на мое имя в Хатангу."

Все.

Начинаются судорожные звонки. Занимаем деньги, в очередной раз напрягаем ДРУЗЕЙ в Красноярске. Все чудным образом сходится - коробка есть в наличии, сделали очень хорошую скидку, борт до Хатанги чуть ли не завтра...

При всем при этом мы понимаем, что находимся нифига не по пути следования вертолета, а в паре сотен км в стороне. До его рейса что-то около 6 дней. Просто так сидеть мы не можем. Вот как-раз мы в течении следующих трех дней и проделали тот нелегкий путь в 200 км на жесткой сцепке. Третий день был самым тяжелым и при непрерывной битве от рассвета и до заката мы смогли проползти всего лишь 12 километров. Стало понятно, что еще немного и мы порвем и вторую машину. Эх, как же хотелось дойти до места до прилета вертолета! Что бы Юре специально не залетать к нам. Но, не судьба... Слишком жестокое торошение под самый берег, а берег весь в каньонах, забитых пухляком... Принимаем тяжелое решение ждать вертушку здесь, в 130 км от Челюскина.

 

Вертолет появился неожиданно. Очень неожиданно! Мы растерянно выскочили из будки и... не знаю, или вид у нас был "не очень", или еще что, но Юрка даже оборотов двигателя не стал сбавлять и рук с рычагов отпускать. Открылась дверь, два крепких мужика заслонив собой весь проем в ту же секунду вытолкнули на снег коробку и дверь мгновенно захлопнули... Создалось впечатление, что по нашим рожам им показалось, что мы сейчас все полезем в вертушку и вытолкать нас обратно уже не получиться. icon_e_smile.gif

Изменено пользователем Ёлкин
Ссылка на комментарий

да блин енто не полуось в гараже ставить.седня коньяка накачу за ваш успех.гы хоть ты и не пьеш :biggrin:

Ссылка на комментарий

Все участники экспедиции вновь собираются в Тюмени!

Приглашаем всех желающих посмотреть фото и видеоматериалы с маршрута, пообщаться с участниками и задать интересующие вопросы.

Встреча состоится 12 мая в 14-00 по адресу:

г.Тюмень, ул.Олимпийская 4, офис "Ассоциации ветеранов десантников" (цокольный этаж, вход с торца).

Контакт. тел. 8-9224890096 (Дмитрий Кулик)

Ссылка на комментарий

Рама...

 

Это вообще отдельная песня.

Если ЭТО можно песней назвать...

Короче, могу авторитетно заявить, что данный автомобиль ввиду гениальных решений гениальных же конструкторов использовать по назначению нельзя. У него лопается рама... Ни кабина, ни рессоры, а РАМА! Причем в самом неудобном месте - внутри и вокруг задних опор передних рессор. Если продолжать ездить с такой поломкой, то обламывает крепление двигателя...

 

Мы были к этому готовы.

Мы сделали специальные поперечины-стяжки.

На одной машине рама была лопнувшая, на другой абсолютно целая. Но мы установили эти стяжки на оба автомобиля.

Итог - на обоих машинах эти стяжки порвало, на первой машине рама разъехалась еще больше и на второй машине тоже лопнула эта злополучная рама.

Можно сколько угодно рассуждать о возможной ненадежности наших самопальных поперечин, но на одной машине порвало эту конструкцию при целой раме!

Пришлось потратить целый день на сварку всего этого ...

После этого до самого дома пришлось ехать очень аккуратно и каждый раз попадая в очередную яму судорожно сжиматься и на остановках заглядывать под машину на предмет появления очередных трещин...

Что сейчас делать не очень понятно...

По идее надо снимать кабины, кузова, кунги. Выкатывать передний мост с рессорами, срезать опоры и только потом что-то мудрить с усилителями...

Я лично не готов это делать...

Платить деньги людям за это пока тоже не готов...

Короче, стоит она, сиротинушка, в Тюмени...

 

Вот так мы восстанавливали поперечины:

(Якутия, пикет "Чона", усть-кутский зимник)

583f63a350dc.jpg

 

 

 

Колеса...

 

Так получилось, что за всю поездку нам пришлось перебортировать ровно 20 колес.

Причин на то было несколько.

На одной машине из-за нашего нищебродства две задних покрышки стояли от шишиги. Т.е. они были с виду новыми, а по факту старинными. Как только условия заставили довести давление в колесах до близкого к нолю, так почти сразу эти покрышки и начали внутри разрушаться. В итоге обе развалились полностью. В Хатанге нам подарили еще две шишиговских. Больше сильно спускаться мы уже боялись, что сразу же сказалось на проходимости.

Еще одно колесо было дружеским приветом от горьковского автозавода. Внутри колеса, которое не разбиралось с новья, был найден кусок другой покрышки размером с кулак. Он и прожевал камеру.

 

На другой машине мы поставили широкие диски от БРДМ. Это разборные диски с внутренним распорным кольцом, которые прилично расширили колею и увеличили пятно контакта. Машина на них спокойно шла по Ураловско/Камазовской колее и лучше пробивалась по снегу...

Но не долго...

Оказалось, что распорное кольцо, а там оно сделано из толстой резины, совсем не держит покрышку.

И все попытки более-менее спустить колеса заканчивались проворотом покрышки на диске с вырыванием соска из крана, а то и вообще с отрыванием соска от камеры...

В итоге мы и на этой машине боялись спускать колеса и шли на излишнем давлении большую часть пути...

 

Колеса за дорогу мы очень полюбили:

26102826bfa2.jpg

 

 

 

 

 

Кабина...

 

Видно из-за "ломающейся" рамы... блин, слово-то какое...

Так вот, из-за такой вот рамы точки креплений кабины на Егере сделаны не по углам, как на всех машинах, а по середине. Т.е. по одному креплению спереди, сзади и по бокам. На Егере в виду того, что кабина больше в два раза сделано на одно крепление больше... Кабина больше в два раза, а добавлено всего одно крепление... Здорово да?

Всё остальное - это резиновые отбойники. Т.е. 5 креплений и 6 отбойников. Ну как бы все бы ничего, но только вот конструкция отбойников подкачала. Они просто разваливаются. Там конусообразный кусок резины сварен с металлической пластинкой и все.

У нас эти резинки достаточно быстро на обеих машинах начали по одной отваливаться.

Когда половина отбойников отлетела, то пришла очередь самих креплений - начало рвать болты...

Когда болты из ЗИПа стали подходить к концу, то мы всерьез стали рассматривать как поставить кабину на деревянные пеньки вместо отбойников. Слава богу дотянули так, без деревянных протезов.

А еще на одной из машин выкрутился шток, такой с юбочкой и пружиной, который вкручивается в капот. Соответственно шток этот потерялся. Пришлось вязать красивые веревочки через весь капот...

 

Ни и просто фотка с дороги:

(Шел в одиночку, попал в наледь, больше в тот сезон там никто не проходил, пришлось бросать машину, ледоход сделал свое дело...)

f79b199ef2e0.jpg

Изменено пользователем Ёлкин
Ссылка на комментарий

жестко блин..с рамой то.

Да фигня, Вить, железка она железка и есть. Заварим. :biggrin:

 

 

 

Педальки...

 

В ходе к подготовки к экспедиции мы поставили на обе машины новые тросики и новые наконечники тяг газа.

За поездку на обоих ГАЗонах пришлось поменять по одному заклинившему тросику и плюс приехали домой с подклинивающими педалями газа. Т.е. сейчас тоже оба тросика под замену.

Тяги газа тоже по одному разу отваливались за время экспедиции. И если на одной машине это прошло безболезненно и ограничилось просто заменой наконечника, то на второй машине все было немного хуже...

Тягу оборвало уже на обратном пути на асфальте. Во время обгона прямо на встречке. Но это пол беды. Обломанный кусок попал на силовой кабель стартера. Сейчас уже невозможно установить, стоял ли защитный резиновый колпачок на контакте, потому что от колпачка остался лишь обугленный огрызок. Но тем не менее тяга замкнула, полностью приварившись к плюсовому проводу.

Из под машины сноп искр, дым... Пока съехали на обочину, пока пробовали уже силой отключить приварившуюся массу с раскаленным проводом, пока развязали веревочками завязанный капот... Первый же метнувшийся под капот незамедлительно рывком отодрал от стартера добела раскаленную тягу... Запахло жареным... мясом... Слава богу все обошлось! Машину спасли, ожогов особых не получили... Но, как говорится, осадочек-то остался. :D

 

Ежедневный ритуал:

b7a7c6d14f0e.jpg

Изменено пользователем Ёлкин
Ссылка на комментарий

Немного про снежный наст...

 

 

Да, ТАМ почти везде наст. Даже если пройдет пурга и набьет много пухляка, то настом он станет достаточно быстро - от суток до нескольких дней. Потому что там сильные ветра вместе с сильными морозами постоянно, а это главный фактор наста.

Снег там из-за таких ветров в основной своей массе очень мелкий, как мука (по крайней мере так было в то время и в том месте). Его сбивает местами такой плотностью, что кажется, что едешь по бетону. Таких мест очень мало, но они есть.

Вообще заметил именно там и именно в то время (замечу, что снег каждый день разный, не то что каждый месяц/год) три вида снежного покрова.

1. Снег серого цвета. Это старый и самый твердый наст вперемежку с песком. Видно, что он возник когда-то от сильнейшего урагана, поднявшего и песок в том числе. Он по крепости как камень. Его местами видно из под более свежего снега. Когда шли, то лавировали постоянно в поисках таких серых пятен.

2. Снег не очень чистого белого цвета (тоже иногда с песочком). Это наст, по которому с трудом, но машина на нулевом давлении в шинах идет. Где-то 2-3 пониженная, где-то подтаптываешь, но хоть и медленно, но продвигаешься. Такого снега там основная масса.

3. Ослепительно белый снег. Это свежий пухляк. Его приходилось избегать (не всегда удачно), потому что по нему не едется вообще и тонешь там до старого наста, а он может быть и глубоко.

Еще очень часто грани между настом и пухляком практически не замечаешь. Ну или утром замечаешь, а вечером наоборот... Или вообще наоборот.

Короче, хочу заметить, что картина меняется ежедневно. Постоянные сильные ветра перемещают снежные массы в зависимости от направления ветра. Бывает даже так, что вечером поставив машину на пол колеса в снегу, утром обнаруживаешь ее стоящую на снежных пеньках, возвышающуюся над голыми камнями...

 

 

В горах сложнее, потому что даже небольшое изменение рельефа говорит только об одном - снег там мягкий. Все каньоны, ручьи и просто канавы в основном забиты снегом, но там уже просто проехать крайне тяжело. А бывало, что просто невозможно - уходишь по бампер и ниже и все. Приходилось искать объезды или тупо часами топтаться эти 200-500 метров...

 

И самое главное - снег каждый день разный. Особенно там.

 

Вот так иногда приходилось рубить твердый наст перед машиной:

(Если не рубить, то бьешься как в стену. Нагрузки на трансмиссию ппц...)

ae5a07a68c96.jpg

 

А вот немного не дотянул до темного пятна, зад начал валиться:

b44edc41ced3.jpg

Ссылка на комментарий

а чьи вообще машины, у кого в собственности?

Ссылка на комментарий

а чьи вообще машины, у кого в собственности?

С кунгом Димкин, а тентованный мой.

Покупали оба с разницей в год на северах списанные с предприятий.

Ссылка на комментарий

может уже уставшие рамы? какого года они?

в кодинске народ рамы и на ипонских жипах ломает со временем, ибо дорог нет

Ссылка на комментарий

может уже уставшие рамы? какого года они?

Да нет, там заводской косяк. Ломает на всех Садко и Егерях. Изменено пользователем Ёлкин
Ссылка на комментарий

Торосики:

(Так мы ласково называли их всю поездку)

 

При движении по льду моря вдоль побережья торосы то отжимают сплошной полосой от берега, то наоборот начинают выталкивать тебя на берег. Торосняк обычно идет полосами в тех краях и чаще всего начинается и заканчивается либо по полосе перепада глубин, либо в районе больших мысов или островов. Те торосы, которые остановили наш паровозик на жесткой сцепке по дороге туда были шириной 24 км. А длиной уходили очень далеко в море, мы на обратном пути пытались их обойти и прошли вдоль них в открытый океан около 30 км и конца и края им не было. Там они наоборот стали еще больше...

Вообще торосы часто очень обманчивы.

Бывает идешь по нормальному полю и видишь, как приближаешься к огромной 5-6 метровой высоты полосе непроходимых торосов. Ну, думаешь, все, приехали. А потом подъедешь вплотную, оглядишься с крыши машины. Там полянка, там островок. Крутишься, крутишься между огромными кучами и в итоге без ледорубов проходишь это месиво.

А бывает подходишь к полю торосиков, вроде маленькие из снега торчат, а это сплошняком метровые льды, просто их ровненько так пухляком замело. И начинается рубилово на ровном, казалось бы, месте. По таким даже пешком ходить невозможно. Вроде на ровный снег наступаешь, а там пухляк и лед под углом 45 градусов под ним. Я в торосах по неопытности ногу так подвернул, что сначала думал - сломал. Хромал потом до самого возвращения в Хатангу.

 

Первый пошел:

a33bf4b2d20b.jpg

 

Тут же пошел второй:

610039e45689.jpg

 

Вот так потихоньку и прорубались по торосняку:

1260fe636291.jpg

 

Вроде берег близко, а ой как далеко...

Целый день на него пробивались:

f91029876d84.jpg

Ссылка на комментарий

Еще немного про торосики.

 

Там где торошение, там лед всегда тоньше. Это надо учитывать. Нам повезло, потому что весь торосняк был старым и хорошо промерз. Это видно сразу - лед заметен, обдут, в инее весь. Но при всем при этом, нам потом в Хатанге показали распечатку ледовой обстановки того района, где мы шли. В местах пересечения торосов толщина льда под нами была около 70 см. А если учесть хрупкость морского льда, то это не так уж и много. Мало того, обратный наш трек по льду с ювелирной точностью повторил границу 30-ти сантиметровых льдов. Мы когда это увидели, у нас волосы встали дыбом. Мы шли вдоль полосы небольших и в принципе проходимых торосов, но мы поленились в них залезать и так и петляли вдоль них. Оказалось, что мы петляли вдоль тонкого льда. Причем это совсем не было заметно ТАМ. Когда увидели карту ледовой обстановки сразу поняли, что перед выходом с Хатанги в церковь мы сходили не зря... Что-то нас туда не пустило... Единогласно, не сговариваясь сразу же вечером пошли к батюшке снова - сказать спасибо...

 

 

В очередной раз уперлись в торосики. Разведка:

25a00e2d2b73.jpg

 

Мы с Димкой за всю жизнь столько на крышу машины не лазили, сколько за эту поездку:

caea587a86a0.jpg

 

Продираясь по торосам выбрать и задать нужную траекторию очень тяжело. Скользкий вздыбленный лед этого не дает, машину постоянно стаскивает и просто надевает на льдины. Которые еще и не очень-то хорошо просматриваются в снегу.

Вот и здесь на что-то оделись карданом. Разрыли, а там вон оно чё:

311c3ee4e738.jpg

 

Аналогичная ситуация, только висим уже на баке:

b0dc9e7026cd.jpg

 

Это не постановочный кадр, это был единственный возможный в том месте проезд. Справа метровой толщины плита лежит поверх основного льда, а слева такая плита стоит.

Подрубили, подкопали и пошли дальше:

e0f643506745.jpg

Ссылка на комментарий

еще быт покажите изнутри, чем грелись, что как готовили, мыли посуду :)

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...