Сезон массовых отпусков закрыт. Настало время делиться впечатлениями и «собирать камни». О том, где и какие камни собрали участники автопутешествия на Горный Алтай на ТагАЗ Tager, «Корандоводу» рассказала Тая (@nirnell)
На Алтай мы решили отправиться вдвоём — Вова, уже бывавший там несколько раз, и я, для которой всё было в новинку. Для нас это было своего рода романтическое путешествие, поэтому особого экстрима мы не планировали и специально в грязь лезть не собирались. Но, как обычно, без Offroad не обошлось. Эта поездка стала одним из самых ярких впечатлений в моей жизни.
Подготовка
К поездке готовились заранее: составили маршрут (включили не только природные достопримечательности Алтая, но и несколько городов по пути), закупили продукты (что оказалось необязательно — в каждом более или менее крупном населённом пункте был приличный супермаркет), поменяли масла в Тагере, подшипники новые поставили.
В общей сложности наше путешествие заняло чуть меньше месяца (116 часов в пути), за который мы намотали 7573 км. Средний расход топлива составил около 13–14 л на 100 км.
Начало пути и фестиваль
Выехали из Сургута мы 5 июля, и спустя примерно 8 часов уже были в Тобольске, откуда направились на Абалак, расположенный на берегу реки Иртыш. Там как раз проходил ежегодный фестиваль реконструкции «Абалакское поле», ставший первой точкой нашего маршрута.
В прошлом году мы впервые посетили это мероприятие, и оно произвело на нас большое впечатление. Фестиваль был юбилейным, и организаторы постарались на славу. Погода выдалась прекрасная, а компания у нас тогда подобралась большая и веселая.
На этот раз фестиваль проходил в более спокойном и расслабленном режиме — палаток было меньше, временами шёл дождь, не было шумной компании рядом. Отсутствие «суеты» позволило нам расслабиться, не расходовать силы перед долгой поездкой. Под вечер нас навестило яркое закатное солнце, а на небе красовалась огромная радуга.
Белокуриха и байкерский топор
7 июля выдвинулись дальше. До Белокурихи ехали без остановок часов 12–14, вымотались, но зато провели в этом курортном местечке пару чудных дней. Много гуляли по окрестностям, наслаждаясь погодой. Поднялись по канатной дороге на Церковку, смотровую площадку, скатались по серпантину на Белокуриху‑2 и наткнулись по дороге на необычный арт-объект — «Байкерский топор», возведённый к 150-летию города-курорта.
Чертов палец и страх высоты
После Белокурихи мы отправились на Акташ. Маршрут включал в себя несколько интересных локаций в предгорьях Алтая. Первая — скала Чёртов палец. Это очень зрелищная природная достопримечательность рядом с рекой Катунь. Высота скалы — 250 м, и поэтому справится со страхом высоты было сложно. Но зато наверху открывался просто потрясающий вид на горы.
Интересна и легенда, благодаря которой скала получила свое название. Однажды появился на Алтае злой и ненасытный ворог по имени Черто. Он хотел завладеть бесчисленными ископаемыми недр и богатствами лесов. Местные воины не могли одолеть Черто. Тогда старец Алтай подсказал жителям, что победить захватчика может сильный и храбрый воин Куюм, у которого есть верный конь. Долго сражался Куюм со злодеем и в итоге одолел его. Конь воина втоптал Черто в землю так, что от него остался один лишь палец над землей. Со временем палец превратился в скалу.
Прогулка до водопада
Далее мы отправились к Камышлинскому водопаду. Он находится посреди леса на левом берегу Катуни. Так что добраться до водопада на машине не представлялось возможным. Пришлось идти на своих двоих. Зато за время прогулки я узнала, что крапива в этих местах очень жгучая, местные гусеницы колючие и их сложно раздавить рукой, а черных кроликов тут принято выгуливать без поводка и намордника. Ну и вид, конечно, впечатлил до глубины души.
Подъёмы, броды и серпантин
Преодолели мы и перевал Ачик высотой 2310 м. Дорога сюда доступна только для внедорожников, так что здесь мы испытали все виды удовольствий для тагеро-корандоводов: и затяжные подъёмы, и броды, и серпантин. А какой вид на сотни километров вокруг!
Кстати, пейзажи были изумительными на протяжении всего пути. Особенно понравились панорамы в месте слияние рек Катунь и Чуя, а также расположенные там петроглифы — рисунки древних людей
Телецкое озеро и грозы
За время путешествия мы старались посетить как можно больше интересных локаций, потому дольше, чем на одну ночь в одном месте не оставались. Но для озера Телецкого сделали исключение, проведя здесь пару дней и ночей. За это время и в горном озере искупались, и силы восстановили, и Тагеру передышку устроили.
Телецкое фактически стало конечной точкой нашего алтайского маршрута. Мы собирались посетить еще и каскадный водопад Учар, который расположен недалеко от Телецкого, и до которого нужно идти пешком. Но в наши планы вмешалась погода, которая в горах меняется по сто раз на дню. Началась гроза и нам пришлось буквально убегать по полю от молний. Дальнейший путь пролегал по узкой обрывистой и мокрой после дождя дороге, идти по которой мы не рискнули.
Ледники и зил
Самым сложным и опасным участком всего алтайского маршрута стал путь к ледникам Малый и Большой Актру. Ранее Вова на своем Тагере, с которым он неразлучен с 2009 года, дважды предпринимал попытки забраться на ледник, осенью и весной. Успехом не увенчалась ни одна. Но вот лето, а тагероводы, как известно, не сдаются и легких путей не ищут.
Итак, от Акташа мы ушли по грунтовке в невероятно красивую степь, обрамленную мощными горами со снежными вершинами. Погода была что надо: сильный ветер, дождь, гроза и туман по левому борту, яркое солнце по правому. Ехали по степи несколько часов. Затем начался подъем. Там мы взяли первую реку вброд (она, как потом выяснилось, была совсем не такой страшной, как горная Актру). Успешно добрались до «перевалки». До ледника нам оставалось ехать километров восемь. И вот перед нами река Актру, широкая и непредсказуемая. Пока мы пили кофе и обдумывали, как лучше перебраться на другую сторону, мимо проехали два УАЗа (на Актру, как правило, ездят на УАЗах — «козликах» и «буханках» или на ЗИЛах). Мы поехали потихоньку за ними. Проходили реку по видимым камням, вода была ниже порога. А буквально через час, когда мы возвращались назад, состояние горной реки поменялось. Воды стало заметно больше, все камни, что мы видели ранее, скрылись. Так что ехали фактически наугад. Вот тут было реально страшно.
Почему мы повернули назад так скоро? Потому что передумали подниматься на Актру на Тагере. Проехав из восьми километров примерно два, преодолев стремительную Актру, буераки, крутые подъемы и тонны грязи, успев несколько раз встать набекрень, мы чуть не перевернули Тагера на узком «пятачке», усыпанном валунами.
Стало ясно, что подъем на нашем железном коне потребует очень большого количества времени и банально опасен. Расстроившись, мы было оставили идею потоптаться по леднику. Но тут нас вовремя остановили новые знакомые. Мы с ними скинулись, заказали армейский ЗИЛ и все-таки покорили ледник Актру. Обратно спускались пешком. На примере местного УАЗа убедились в том, что даже знатоки всех здешних троп умудряются застрять.
Красноярск и подшипники
Объехав Алтай, насколько смогли, мы отправились в Красноярск, где у меня живут родственники. Добрались до города за пару дней, и следующие пять отдыхали и восстанавливали силы перед обратной дорогой. На третий день пребывания в городе отправились на СТО подшаманить Тагер (пришлось поменять один подшипник, все-таки взятие рек вброд не прошло бесследно, ну и так, по мелочи). Машина, кстати, показала себя очень выносливой. Никаких поломок в пути нам не устраивала, и даже запаска не пригодилась (и слава Богу, потому что диаметр имевшейся запаски отличался от диаметра колес Тагера в меньшую сторону).
Обратный путь и приятные встречи
Обратный путь в Сургут занял трое суток. Ехали почти без остановок. Две ночи подряд провели в Тагере, у которого, кстати, вместо задних сидушек отгороженный стенкой багажник. Так что спали практически в полуприседе 🙂
Алтайские дороги запомнились мне и качественным асфальтом, по которому наш Тагер шуршал на скорости до 90 км в час, и грунтовками, где колеса приходилось спускать почти до нуля, и приятными встречами. Так, по пути с Телецкого на перевале Кату-Ярык, который точно не всякая машина осилит, навстречу нам шел «старший брат».
Конечно, остановились, поболтали, поделились впечатлениями с владельцем серебристого Корандо.
Там же повстречали одноклубников, правда, уже бывших корандоводов, пересевших на крузаки. Под Омском встретились с Антоном, владельцем несколько потрепанного жизнью, но вполне бодрого Тагера, под Горноалтайской — еще с одним тагероводом, приютившим нас на ночь в своем большом доме. За эту поездку я лично убедилась, что тагеро-корандоводы — очень сплоченные ребята. Владельцы этих авто действительно готовы тратить свое время и силы, чтобы помогать друг другу. Такую взаимовыручку редко в каком сообществе встретишь.
Алтай меня, конечно, покорил. Настоящее место силы, где хочется жить! Планируем вернуться туда на будущий год. Ехать хотим двумя или даже тремя экипажами. Вновь будут километры дорог, ночевки в палатках, чистейший воздух, зеркальные озера, стремительные реки и величественные горы. А еще можно будет устроить побольше Offroad.
Записала Анна Финн
Все фото предоставлены @nirnell
Если Вы хотите поделиться своим рассказом об автопутешествии на автомобиле — пишите на электронную почту администратору сайта: gal24rus@yandex.ru