Такси на Lada и «китайцах»: как изменит рынок новый закон о локализации

С 1 марта 2026 года в российском такси произойдёт крупнейшее обновление за последние десятилетия: вступят в силу новые требования к локализации автомобилей. В фокусе — только те машины, которые собираются в России или соответствуют установленным баллам локализации. Это значит, что Lada Granta, Vesta, Aura, а также ряд китайских иномарок, таких как Haval, BAIC и Kaiyi, станут основными рабочими лошадками в таксомоторных парках по всей стране.
Изменения внесены в федеральный закон № 580-ФЗ, регулирующий деятельность такси. Несмотря на то, что изначально нормы должны были заработать уже в октябре 2025 года, окончательная редакция отложила срок до марта 2026-го и смягчила условия, допустив ряд исключений.
С 1 марта 2026 года нас ждет действительно масштабная реформа в сфере такси. Новые требования к локализации автомобилей, безусловно, повлияют на рынок. Сейчас активно обсуждаются разные модели, якобы соответствующие критериям, но я бы предостерег от преждевременных выводов. Сейчас крайне мне сложно с уверенностью говорить о конкретных моделях. Скорее всего, будет создан и опубликован официальный государственный реестр или список марок и моделей, отвечающих новым требованиям.
Локализация как фильтр: кого пустят в такси
Нововведение предписывает, что разрешение на работу в такси будет выдаваться только автомобилям, которые:
-
Набирают не менее 3 200 баллов по шкале локализации;
-
Собираются в рамках действующих или новых СПИК (специальных инвестиционных контрактов);
-
Производятся по контрактам, действующим до марта 2025 года, но при условии привлечения новых инвесторов.
Для отдалённых регионов предусмотрены отсрочки: в Калининграде и Сибири — до 2028 года, на Дальнем Востоке — до 2030-го. Однако крупнейшие рынки — Москва, Санкт-Петербург, Краснодар — вступят в новую эпоху в срок.
Как изменится автопарк: 7 моделей такси которые допустят к работе в такси
По прогнозам, парк такси в России станет гораздо менее разнообразным. Основные допущенные к перевозкам автомобили (список собран из различных открытых источников):
-
Lada Granta — самый массовый представитель сегмента эконом;
-
Lada Vesta — рабочая лошадка комфорт-класса;
-
Lada Aura — седан на базе Vesta NG, с прицелом на бизнес-сегмент;
-
Haval Jolion — китайский кроссовер, востребованный в регионах;
-
Haval F7 / F7x — комфортные кроссоверы с богатыми комплектациями;
-
BAIC U5 Plus — китайский седан локальной сборки;
-
Kaiyi E5 — новая модель, которую уже активно продвигают в таксопарках.
Все эти машины скорее всего соответствуют требованиям локализации, так как производятся или крупноузловым методом, или в рамках действующих СПИК.
«Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот, к его устареванию. Это отразится на всех — и на пассажирах, и на водителях — и на качестве перевозок», — уверена председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Внешность: переход на унификацию
Ожидается, что облик городских такси станет более однотипным. Доминировать будут седаны и кроссоверы в белом, жёлтом и серебристом цвете, чаще всего марки Lada и Haval. Исчезновение разнообразия может упростить обслуживание и логистику автопарков, но вызовет раздражение у пассажиров, привыкших к более широкому выбору.
Технические характеристики: надёжность и простота
Новые условия подталкивают к выбору автомобилей с максимально простой конструкцией. Большинство моделей из списка — переднеприводные, с атмосферными или умеренно турбированными моторами. Пример — Lada Granta с 1,6-литровым двигателем на 90–106 л.с., либо Kaiyi E5 с 1,5-литровым турбомотором. Надёжность и доступность запчастей становятся ключевыми факторами.

Lada Granta. Фото АвтоВАЗ
Оснащение: без премиума, но с кондиционером
Классическое «такси» 2026 года — это кондиционер, минимум подушек безопасности, штатная мультимедиа без навигации и тканевая обивка. Переход в бизнес-сегмент практически невозможен: автомобили премиум-класса, такие как BMW 5, Mercedes E-класса и Toyota Camry, в подавляющем большинстве не попадают под новые правила.
Ожидаемая цена: выше для пассажира, ниже для водителя
Соблюдение новых требований повысит издержки таксопарков, особенно из-за подорожания автомобилей. По оценкам участников рынка, Lada Vesta NG дороже прежней на 30–40 %, а китайские модели — ещё на 10–20 %. Это, в свою очередь, неизбежно приведёт к росту тарифов. Особенно пострадают самозанятые водители, для которых лизинг недоступен. Как следствие — возможный отток кадров и увеличение срока службы машин до 7–10 лет.
Конкуренты: рынок сужается
Уйдут такие популярные модели, как Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Octavia, Volkswagen Polo и Toyota Camry.
Toyota Camry — пока не попадает в список разрешенных автомобилей для такси с 2026 года
На их место приходят менее разнообразные, но формально доступные по сборке и критериям автомобили. В лидерах окажутся Lada, Haval и, вероятно, Geely, если в будущем их СПИК будет одобрен.

Вероятно Geely будет допущен, если в будущем их СПИК будет одобрен
Перспективы в России: такси станет локальным
Закон, направленный на поддержку российской промышленности, фактически превращает такси в витрину локализованного автопрома. С одной стороны, это может стимулировать рост локальных производств. С другой — создаёт риск резкого снижения качества и надёжности перевозок без государственной поддержки. Время покажет.

Страстный автолюбитель и профессиональный журналист. Я не просто пишу об автомобилях, я живу ими. Меня захватывает не только скорость и мощь, но и сложность инженерной мысли, элегантность дизайна и то, как автомобиль может изменить жизнь человека. Я стремлюсь передать вам не просто сухие факты, а те эмоции и впечатления, которые испытываю сам, находясь за рулем.