АвтоКлуб владельцев Корейских автомобилей SsangYong Korando, Musso
и их русских аналогов ТагАЗ Tager, Road Partner

Советские гонщики чемпионы мира - 1976 год

Статья 1976 года … то есть в ней рассмотрены чемпионы мира СССР именно на тот момент.

Биографии чемпионов, пути, приведшие к блестящим победам, типичны для многих и многих автомобилистов и мотоциклистов, которые в секциях и клубах оборонного Общества постигают секреты спортивного мастерства, готовят себя к высокопроизводительному труду и защите Родины.
В Истории нашего мотоспорта было пять чемпионов мира: в гонках на ледяной дорожке этого звания добивались Габдрахман Кадыров, Борис Самородов, Сергей Тарабанько, в мотокроссе —Виктор Арбеков и Геннадий Моисеев. Все они воспитанники ДОСААФ.
БОРИС САМОРОДОВ, заслуженный мастер спорта, чемпион мира и Европы по мотогонкам на льду
В конце пятидесятых годов Башкирия выдвинула целую плеяду замечательных мастеров трековых мотогонок —новых в то время мотоциклетных соревнований.

Борис Самородов

Борис Самородов


Самое видное место среди них сразу же занял Борис Самородов. Случилось так, что впервые он заставил говорить о себе уже в немолодом для спортсмена возрасте, победив в 1958 году в соревнованиях Всесоюзной спартакиады по мотокроссу в классе 350 см3. Тем же летом 27-летний водитель из уфимского строительного треста Mи 3 в Москве на стадионе имени В. И. Ленина выиграл первые гонки по гаревой порожне. Год спустя в спортивном календаре появилась новинка —чемпионат страны в гонках по льду в классе машин 350 см1. Золотую медаль завоевал Самородов.
После этого сомнений быть не могло —в наш спорт пришел редкий по разносторонности таланта мотоциклист. Даже сейчас, спустя много лет с тех пор. как у нас в стране стали проводиться трековые соревнования, можно с уверенностью сказать, что в советском спорте не было гонщика, столь успешно выступавшего и на ледяных и на гаревых дорожках. В спидвее он завоевал две золотые, две серебряные и одну бронзовую медали, на льду —семь раз выигрывал всесоюзные первенства, был победителем Кубка ФИМ, чемпионом Европы и мира. Ему принадлежит редкое достижение —в 1962 году он выиграл три золотые медали чемпиона СССР.
Семнадцать лет отдал Борис Самородов мотоциклетному спорту. Дважды казалось, что он навсегда оставил гоночный мотоцикл. И дважды после перерывов Борис возвращался. В 1973 году, уже 42-летним ветераном, неожиданно для всех вновь выступил в чемпионате мира по мотогонкам на льду и лишь из-за нелепой случайности упустил победу, став в итоге серебряным призером. 1975 год —первый чемпионат страны по 1000-метровому треку. И вновь неожиданность —Самородов занял почетное второе место. Остается добавить, что он небезуспешно пробовал свои силы и в автомобильных ипподромных тоннах.
Сейчас заслуженный мастер спорта Борис Александрович Самородов является тренером мотоклуба при первичной организации ДОСААФ уфимского строительного треста Mi 3 —того самого коллектива, в котором он делал первые шаги и спортивные цвета которого самоотверженно защищал много лет. Ему есть что передать молодым.
СЕРГЕЙ ТАРАБАНЬКО, заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира по мотогонкам на льду
Сергей Тарабанько

Сергей Тарабанько


В начале семидесятых годов перед тренерами сборной встала проблема омоложения состава команды, пополнения ее новыми гонщиками, которые смогли бы продолжить победную эстафету, начатую Г. Кадыровым, Б. Самородовым и другими ветеранами зимнего спидвея. Одним из кандидатов оказался Сергей Тарабанько. В спорте он был не новичок: первые шаги на мотоциклетных трассах делал в Ангарске, занимаясь в местном автомотоклубе ДОСААФ. Каи и большинство сибирских и дальневосточных гонщиков, предпочтение отдавал классу 350 см1, в котором «му дважды удалось выиграть звание чемпиона страны.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая спортивная судьба Тарабаньно, не окажись он а Новосибирске —признанном центре ледового спидвея. Здесь Сергей получил возможность тренироваться и выступать на «пятисотках» вместе с такими опытными мастерами, как Валерий Хайкнн, братья Вячеслав и Юрий Дубинины, «Владимир Пазников. Три года Тарабанько держался в тени, не поднимаясь в чемпионатах страны выше десятого места. А потом —как прозрение: все стало получаться легко и просто. В 1974 году он вне конкуренции ма первенстве СССР, следующий сезон —и вновь золотая медаль. В том же 1975 году десятин тысяч зрителей, заполнивших трибуны московского стадиона «Динамо», рукоплескали новому чемпиону авара Сергею Тарабанько, не проигравшему за два дня соревнований ни одного заезда. Прошлой зимой он повторил свой успех —на этот раз на глазах любителей спорта Голландии.
Да, у советских «ледовиков» теперь новый, бесспорный лидер. Как и любой выдающийся мастер, 27-летний Сергей Тарабанько имеет свой почерк, его не спутаешь на ледяной дорожке ни с нем другим. Старт, прохождение поворотов, атаки с любой позиции —во всем уверенность, тонкий расчет, даже элегантность. И кроме этого —безупречно подготовленный мотоцикл.
В конце 1976 года Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР присвоил Сергею Александровичу Тарабанько высокое звание заслуженного мастера спорта. Редакция. «За рулем» поздравляет его с этим радостным событием и желает новых побед на ледяных треках.
ВИКТОР АРБЕКОВ, мастер спорта международного класса, чемпион мира по мотокроссу (250 см3!
В спортивную секцию подольского автомотоклуба ДОСААФ Виктор Арбенов пришел в 1951 году, когда ему было девять лет.
Виктор Арбеков

Виктор Арбеков


Опытные гонщики быстро привыкли и пареньку, который охотно помогал мыть мотоциклы, подавал гаечные ключи. В виде награды ему иногда разрешали немного покататься в клубном дворе. Ничего необычного в «том не было —таким образом знакомились с Мотоспортом многие будущие гонщики. Необычное началось в биографии Виктора позже, когда ему исполнилось 17 лет и появилась возможность самому выйти на старт. Дебют получился отменным —дважды, в 1959 и 1960 годах он выигрывая первенство страны по мотокроссу среди юношей в классе 125 см1. Тогда о Викторе заговорили, ставили в пример не только его сверстникам, но и взрослым гонщикам арбековскую технику езды, неуемную жажду победы.
В 1961 году в спортивной судьбе Арбекова произошло еще одно важное событие —он был призван в ряды Советской Армии и принят в мотоциклетную команду ЦСКА. Коллектив армейских гонщиков находился в поре расцвета. Нелегко было показать себя рядом с такими известными мастерами мотоциклетных трасс, как В. Пылаев, А. Савельев. А. Олейников. И тем не менее Виктор Арбенов вскоре стал лидером команды Ему, вместе с киевлянином Игорем Григорьевым, доверили защищать честь советского спорта на первенствах мира в классе 250 см’, где всегда собирались асы мотокросса и конкуренция была самой острой. Арбенов первым из советских гонщиков достиг заветной цели; заняв в 1964 году третье место, он в следующем сезоне уверенно выиграл золотую медаль.
Список побед этого нроссмена уникален —на его счету четырнадцать побед в чемпионатах Советского Союза, причем четыре года подряд (с 1964-го по 1967-й) он добивался высшего успеха сразу в двух классах. Сейчас Виктору Арбекову, капитану Советской Армии, воспитаннику оборонного Общества, 34 года. И каждый спортивный сезон он отмечает очередной медалью. В прошлом году добыто «серебро» за второе место в классе 350 см1. Верится, что это не последняя награда: возможности таланта В. Арбекова еще далеко не исчерпаны.
ГЕННАДИЙ МОИСЕЕВ, мастер спорта международного класса, чемпион мира во мотокроссу (250 см3)
Геннадий Моисеев

Геннадий Моисеев


Зимой 1975 года прямо с трассы его доставили в больницу. Диагноз: многократный перелом руки. Об участии в очередном первенстве мира не могло быть и речи: предстояло несколько сложных операций. Но не прошло пяти месяцев, а Моисеев уже стартовал в финале VI Спартакиады народов СССР и этапах чемпионата мира. И что поразительно —не был в этих соревнованиях статистом, в каждом заезде упорно боролся за победу. Тогда высоких результатов он, конечно, не достиг, но зато в прошлом году с еще не залеченной до конца руной стал вторым призером мирового первенства, проиграв всего одно очно победителю финну X. Микколе. К этому «серебру» Геннадий добавил золотую медаль чемпиона СССР в классе 175 см1.
Удивительная настойчивость, преданность спорту, целеустремленность, трудолюбие —главные черты характера Г. Моисеева. Не каждый сумел бы совмещать учебу а школе и тренировки в юношеском автомотоклубе ленинградского Дворца пионеров и школьников
имени Жданова, затрачивая на дорогу два с лишним часа каждый День. Геннадий это выдержал. Быстро добившись первого успеха (в 18 лет после двухгодичных занятий мотоспортом он стал третьим призером первенства страны среди юношей в классе 175 см1 и был включен в сборную команду СССР), Моисеев долгое время не мог показать высокий результат. Однажды, правда, наметился просвет: в 1968 году в составе команды удалось выиграть «Трофей наций», но на чемпионатах мира и страны упорно не везло. Не каждый на его месте сохранил бы веру в свои силы. Моисеев же упорно шел к намеченной цели. И лот в 1970 году завоевана первая золотая медаль на чемпионате СССР в классе 250 см . Но потребовалось еще долгих пять сезонов, в которых, пожалуй, было больше горечи и неудач, чтобы прийти к тому, ради чего затрачено столько сил и пролито пота: Геннадий Моисеев стал вторым в истории советского спорта чемпионом мира по мотокроссу.
Дворец пионеров и школьников, автомотоклуб ДОСААФ, спортивный клуб армии —вот спортивные коллективы, которые воспитали, закалили характер, отточили мастерство Г. Моисеева. Сейчас 29-летний прапорщик, четырехкратный чемпион СССР находится в расцвете сил, и любители мотоспорта ждут от него новых побед.
ГАБДРАХМАН КАДЫРОВ, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, шестикратный чемпион мира по мотогонкам на льду
Габдрахман Кадыров

Габдрахман Кадыров


Немного в мировом мотоспорте гонщиков, имеющих столь блистательный список побед, как Кадыров. И совсем уж мало среди них тех, кто поднимался тан стремительно к самым вершинам спортивных достижений и удерживался там так долго, как Габдрахман. Более десяти лет его фотографии не сходили со страниц зарубежных спортивных газет и журналов.
Москвичи впервые познакомились с Г. Кадыровым зимой 1963 года. Тогда на большой спортивной арене стадиона имени В. И. Ленина сборная СССР проводила последнюю тренировочную прикидку перед розыгрышем Кубка Международной мотоциклетной федерации по мотогонкам на льду. Основные участники были уже известны —уфимец Б. Самородов, москвичи В. Нерытов и Б. Захаров. А на роль запасного претендовали двое —опытный С. Старых из подмосковного города Жуковского и никому не известный Кадыров, о котором знали только, что ему 22 года, занимается спортом в мотоклубе при первичной
организации ДОСААФ уфимского строительного треста Mr 3, имеет в «Послужном списке» второе место на первенстве страны (класс 175 см1) и титул победителя чемпионата России 1963 года на «пятисотках». Азарт, настойчивость, с которой вел борьбу Кадыров, его умение одинаково хорошо вести тонну на любом участке трека» в любой позиции не остались незамеченными.
Случилось так, что на последнем, пятом соревновании Кубка ФИМ, проводившемся в Советском Союзе, Б. Захаров получил травму, и в оставшихся пяти гонках в Швеции его заменил Г. Кадыров. И сразу неожиданность —дебютант набрал лишь на полочна меньше лидера шведов О. Естблума, который замяв третье место вслед за нашими асами Самородовым и Нерытовым, стартовав по полной десяти этап ной программе. То, что это не случайный результат, Кадыров доказал уже в следующем сезоне, уверенно выиграв звания чемпиона СССР и Европы. А затем последовали десять лет почти беспрерывного триумфа замечательного советского гонщика: он еще дважды побеждал во всесоюзных первенствах и шесть раз становился чемпионом мира.
Мастерство Габдрахмана Кадырова было безупречным. Умный тактик, в совершенстве владеющий всеми секретами вождения мотоцикла по ледяным дорожкам, он каждый заезд разыгрывал как гроссмейстер шахматную партию.


Эта история началась 10 лет назад. История дружбы, путешествий, разговоров, обсуждений и жарких споров от рассвета до заката. А в чем залог настоящей...
Скоро лето, и стало уже традицией, что в конце июня корандоводы съезжаются со всей России, а то и из стран ближнего зарубежья, чтобы встретиться...
Приветствую! Недавно на форуме мы проводили фото-конкурс на самый подготовленный автомобиль KORANDOVODа. Скажу сразу, это был фотоконкурс - именно...