Какая тут романтика? Стихиям под заказ,
Погода поменяется за сутки много раз.
Закат, рассвет сливаются, границы не узреть.
Но можно очень многое до темноты успеть.
Итак, экспедиция двинулась на Воркуту. Шли по ведомственному зимнику, принадлежащему Стройгазконсалтингу, занимающемуся проведением газопровода. К слову сказать, еще буквально пару лет назад этого зимника не было, но когда газовики начали осваивать Бованенковское месторождение, дорога появилась. Однако на нее просто так не пускают.
Какая-то часть зимника – вполне нормальная дорога, но это лишь часть. Зимник идет вдоль трубы газопровода, она и являлась своеобразным ориентиром, помогающим не сбиться с направления пути при сильной пурге. А погода, надо сказать, не радовала: метель, пурга, полное отсутствие видимости и постоянно ухудшающийся прогноз. Да и ориентир в виде газопровода весьма опасный. По дороге джиперы видели брошенную машину с полностью снесенным этим самым «ориентиром» левым боком. Вообще, по дороге встречается немало брошенной сломанной и занесенной снегом техники.
Зимник очень красивый. А та часть леса, по которой он проходит, внесена в список Юнеско как последний массив девственных лесов. Когда дорога выходила на участки тундры, начинались серьезные переметы. На одном из таких участков путешественники нагнали колонну из трех самосвалов, пробивающих дорогу. Пробивали они хоть и геройски, но не совсем правильно: постоянно сваливались, откапывали лопатами и возвращали заблокированный Мерседес обратно. После двух часов наблюдения за этими действиями, наши джиперы уговорили пропустить их вперед. И спокойно пошли дальше. В красивейшем лесу пересекли Полярный круг. Как смеется Дмитрий, никаких обозначений того, что это и есть тот самый Полярный круг, нет и в помине… ни тебе стелы, ни памятника, ни указателя. Пришлось соорудить стелу самостоятельно посредством укрепления бумажки с названием на ближайшей елке.
Абязь, 150 км до которой пробивались в течение 9 часов, оказалась не деревней и не поселком, а просто станцией. К семи вечера дошли до Сивой маски. Попытки опросить местное население по поводу дороги до Воркуты не увенчались успехом. Так как достоверный ответ был один. Что дорога, безусловно, существует и ее даже могут легко показать!.. Но она железная! А автомобильная? «Нет! Туда дороги нет!» Более того, местное население даже не знало названия тех пунктов, о которых спрашивали наши путешественники.
И все же удалось выяснить, что дорога до станции Сейда в принципе есть, но это очень сложные 40 км, так как на этом участке работы не ведутся. Погода продолжает ухудшаться, ветер 10 м/с, на открытой местности машины заметает сразу, но прогноз на следующий день – пурга. Поэтому было принято решение пробиваться дальше, насколько это будет возможным. В самом начале зимника встретили два Урала, которые стояли здесь уже дней пять, так как из-за переметов и отсутствия сопровождающего трактора их на дорогу не пускали. Зимник давался тяжело, практически ни один перемет самоходом машины не проходили. Навстречу шел ГТС, водитель, увидев колонну джипов, был в шоке, но еще более поразился, когда понял, куда джиперы направлялись. Уверял, что там точно пройти не удастся, так как последние 10 км представляют собой переметенные овраги, да к тому же там еще в одном месте участок перекопан бульдозером. Но дороги назад для наших путешественников уже не было, только вперед!
48 километров до Сейды были пройдены без потерь за семь часов. Прямо рядом с железной дорогой, найдя большой сугроб, встали на ночевку. Причем встали под железнодорожным мостом. От каждого проходящего поезда грохот стоял жуткий. Но, как говорит Дмитрий, он услышал только два первых поезда, дальше спать уже не могло помешать ничего.
Обычно сибиряки из-за привычной разницы во времени просыпались раньше москвичей, и пока московские экипажи спали, катались – смотрели деревни.
Дальше в сторону Воркуты двинулись ближе к обеду. Ветер усилился, но при этом дорога оказалась без сложностей. На подъезде к Воркуте расположен поселок Северный. Именно там начали встречаться брошенные пустые дома, рождающие неприятное тянущее чувство потерянности и депрессии.
Воркута – шахты по кругу;
Воркута – мороз и пурга,
Воркута – памятник другу,
Воркута, Воркута
И вот – Воркута! В городе хотели найти гостиницу. В центральной гостинице «Воркута» все номера были заняты, вообще с местами в гостиницах в городе есть сложности, хотя в одной из них все же удалось найти номера, пусть и очень разные. Переночевав, отправились осматривать город. Сделали много фотографий. Дмитрий говорит, что птицы в городе интересные. Совсем не боятся людей. Голуби, например, едят прямо с руки. А из-за сильного ветра высоко птицы не взлетают.
Воркутинское кольцо – это поселки и шахты, расположенные вокруг Воркуты и соединенные дорогой. Некоторые из этих поселков брошены. Постоянно на глаза попадаются бесконечные захоронения, прямо рядом с жилыми домами. Это могилы репрессированных, поселенцев, немецких военнопленных…
Местные жители предложили заправить солярой, но для этого нужно было подъехать к гаражу, что было совершенно невозможно. Поэтому пришлось тащить 200-литровые бочки на руках. В итоге в бочках, которые через час наконец доволокли до машины, соляра оказалась черной, как мазут. А на лукойловской заправке вообще случилась целая история с заправкой. Так как заправить машины там пытались воздухом. При этом ценник чистого воздуха умножался на счетчике на 27 рублей 30 копеек за литр. Девушка-заправщица упорно доказывала, что воздух – это самая что ни на есть соляра, и просила за него денег. Пришлось призвать на помощь ее начальника, который все же согласился, что воздух – это воздух. И вернул деньги. В баках от этого полнее не стало, но справедливость все же восторжествовала.
Считается, что у всех северных городов совершенно особый дух – гостеприимства, открытости… О Воркуте этого сказать никак нельзя. Люди говорят, что улыбаться тут нечему, облако депрессии висит в воздухе так плотно, что, кажется, его можно буквально потрогать руками, а не только наглотаться пропитанного им воздуха. И дело точно не в климате. Как правильно замечают ребята из «Там. В России», в Норильске, например, погодные условия гораздо хуже, но, тем не менее, там люди и гостеприимнее, и оптимистичнее.
С чем связана такая глубокая серая депрессия? С тем, что градообразующее предприятие закрывает рабочие места? Вряд ли… Скорее дело в другом… В городе, в котором на месте детских площадок рядом с домами стоят кресты, а брошенные многоэтажные дома залеплены плотной, будто вековой ледяной паутиной снега и смотрят пустыми глазницами выбитых стекол, в городе, построенном на вмерзших в землю столь же белых, как заметающий эту землю снег, костях, живет не жизнь, здесь живет смерть.
Страшно даже представить всю ту безысходную боль, которая была вложена в то, чтобы дать жизнь этому месту. И странно было бы предположить, что из стольких смертей и всей ненависти, страха, отчаяния, бессилия, ужаса и убитых мечтаний, вложенных в каждый миллиметр этой заскорузлой смерзшейся земли, может родиться счастливая жизнь. На месте ада сложно вырастить райский сад. И гостеприимство на кладбище обычно не уместно.
И вот экскурсия по Воркуте закончена. Надо решать, что делать дальше. Прогноз погоды не радовал. При таком сильном ветре выезжать вообще-то нельзя. Но ждать улучшения погодных условий в гостинице вообще представлялось невозможным. Ценник за номера космический, да и ждать можно очень-очень долго. Было принято решение пробиваться в сторону Северного Ледовитого океана. Тем более, что практически до него шел все тот же зимник Стройгазконсалтинга.
Записала рассказ дмитрия72 — CherryBrandy
Окончание следует
На российском рынке вновь доступен Volkswagen Touran — популярный европейский компактвэн, рассчитанный на семь мест. Несмотря на приостановку официальных поставок бренда, автомобили вновь появились в… Далее ...
Апрель принес новые изменения на российский автомобильный рынок. Цены на новые автомобили продолжают снижаться. Это касается не только отдельных марок, но и рынка в целом.… Далее ...
Многие считают, что автомобили с огромным пробегом – прерогатива японских производителей. Однако это не так. Есть и европейские машины, способные преодолеть миллион километров. Например, Saab… Далее ...
Московский автозавод начал продажи кроссовера Москвич 3 в версии с ручным управлением. Эта модификация, «РУ», предназначена для людей с ограниченными возможностями здоровья. Она доступна в… Далее ...
На дорогах Москвы замечен новый российский электрокар «Атом». Фотографии предсерийного прототипа появились в сети. Прототип частично замаскирован. Однако, дизайн идентичен официально представленным прототипам. Известны основные… Далее ...
Появились слухи о возможном выпуске АвтоВАЗом нового практичного универсала. Этот автомобиль будет создан на базе модели Datsun. Согласно информации из инсайдерских источников, на заводе сохранились… Далее ...
Согласно недавнему онлайн-опросу, проведенному аналитическим агентством, наименее узнаваемым китайским брендом в России стал SWM. Всего 1,8% опрошенных автовладельцев знают эту марку. В опросе участвовало более… Далее ...
Компания Omoda представила спецификации своего нового флагманского кроссовера — Omoda C7. Скоро он появится на российском рынке. Автомобиль будет доступен в пяти комплектациях. Привод будет как… Далее ...
Renault 4 E-Tech — стильный и практичный электрический кроссовер нового поколения, официально представленный французским автопроизводителем. Выпуск модели стартует в 2025 году, а пока компания поделилась первыми… Далее ...
На российском рынке появился компактный кроссовер Kia Seltos. Его можно приобрести по цене, сопоставимой с LADA и Москвичом. Продажа осуществляется через параллельный импорт. На различных… Далее ...
В апреле на вторичном рынке России наблюдалось снижение цен на ряд популярных моделей автомобилей. Среди них особое внимание привлекают Hyundai Solaris и Kia Rio. Средняя… Далее ...
На российском рынке появился новый игрок — премиальный китайский кроссовер Exeed Exlantix ET. Эта модель — настоящий прорыв в области гибридных технологий. Автомобиль оснащен передовой… Далее ...