АвтоКлуб владельцев Корейских автомобилей SsangYong Korando, Musso
и их русских аналогов ТагАЗ Tager, Road Partner

«Над землей мороз, что ни тронь – все лед…»: Дмитрий72, Экспедиция «Воркутинский тракт – 2011»

Я поднимаю тост за здоровье русского народа…
потому, что у него имеется… терпение.

И.В. Сталин

История России столь же велика, сколь трагична. Подвиги русского народа таят в самой сердцевине боль тысяч людей, великие победы прячут за своей полировано-яркой медальной оберткой миллионы исковерканных судеб, забытых имен, залитых слезами потерь… Земля помнит все, и так много точек на карте России, хранящих историю подвигов нашего народа и зачастую невидимых миру слез.

Одно из таких мест – Воркутинский тракт. Сама Воркута сравнительно молодой город, основанный в 1930х годах геологами на месторождении каменного угля. Печорский угольный бассейн был открыт в 1924 г, в 1931 г два отряда по 43 человека, в большинстве своем узники УхтПечлага, прибыли для дальнейшей разведки. Были разбиты палатки и водружен флаг – это и стало рождением Воркуты. Первую зимовку переживало 350 человек, несмотря на арктические холода, была забурена первая разведочная скважина и добыта первая тысяча тонн угля. Вторая зимовка оказалась трагически-тяжелой, из 1500 человек выжили лишь 54 поселенца.
В июле 1933 г первый пароход с воркутинским углем был отправлен в Архангельск для нужд северного флота. А к 1934 г шахта уже выдавала промышленный уголь. Но оставалась одна существенная проблема – доставка грузов поселенцам. Частично эту проблему могла решить узкоколейная железная дорога, которая и была построена в том же 1934 году. На ее строительстве было занято более 2000 человек, работающих в совершенно невыносимых условиях. Это была первая подобная дорога в мире, выстроенная в условиях многолетней мерзлоты за Полярным кругом. История этой узкоколейки полна трагизма. Само строительство ее отняло множество жизней, но самое ужасное событие – это «кашкетинский расстрел» 1937 года, когда на одной из станций этой дороги было расстреляно и заживо сожжено почти 3 000 участников голодовки. Так жестоко была подавлена первая в истории лагерей забастовка политических заключенных.
С началом войны условия работы еще более ужесточились. Рабочий день был продлен до 12 часов на шахтах и до 16 часов на «ударных» стройках. В 1942 г в лагерях Коми АССР содержалось более 300 тыс. заключенных. В этом году в Ленинград были поставлены 60 эшелонов воркутинского угля, в 44 году – 155, в 45-м – 347. Когда речь идет об эшелонах с углем, нужно понимать, что до войны не существовало железной дороги. Но гитлеровские войска очень быстро отрезали Донбасс, поставляющий уголь, и грозились перекрыть вторую энергетическую трассу – кавказскую нефть. Вся надежда была на воркутинский уголь. И железная дорога была построена. За две зимы. В 1942 году Печорский железнодорожный лагерь был самым многочисленным – 125 тысяч человек. До 1938 г было построено 20,2 км пути Северной железнодорожной магистрали, на строительстве было занято 26 тысяч заключенных, к прибытию новых этапов в живых осталось 3 900 человек.
Таким образом, буквально за 15 лет ценой многих тысяч жизней на крови, слезах и костях были построены северные города на печорском угольном месторождении и Северная железнодорожная магистраль, связывающая заполярье с центральной Россией.
Мы много говорим о подвигах участников войны, о героических событиях на поле боя. Когда речь идет о работниках тыла, почему-то сразу вспоминаются врачи. И мы поем им песни, посвящаем стихи, награждаем медалями… Отдать жизнь за Родину, зная, что тебя будут воспевать, зная, что твои дети будут гордиться тобой, зная, что ты оставляешь героическую память о себе в поколениях – это адреналин, восторженность и вера в светлое будущее.
А те, кто вкладывали жизнь в победу, в строительство того самого «нового мира», будучи заключенными, отрезанными от мира, забытыми и проклятыми людьми, те, чьи дети считались детьми врагов народа, те, кто уже не надеялся на светлое завтра, во всяком случае для себя — точно? Большинство людей, погибших в лагерях, это далеко не убийцы и воры, это политические заключенные, высокоинтеллектуальные люди, интеллигенты, представители научных кругов, лучшие умы… Эти люди знали, что кладут жизнь на благо Родины, но не получат за это не только признания, дифирамбов и памятных орденов, но даже банального «спасибо»… Да что там… Даже таблички с именем и фамилией на могиле… Но они оставляли свои жизни, и благодаря и им тоже мы победили в войне, мы построили города там, где до этого были лишь мерзлота и болота, мы проложили железнодорожное сообщение… Благодаря и им тоже, мы – великая страна! И пусть мы не знаем многих и многих имен, и даже нет точного числа погибшим, но мы считаем их героями, героями-мучениками, и преклоняем колени перед их великим подвигом и гордимся их силе и их терпению.
А что сегодня?.. Вся жизнь в городах и поселках замкнута на шахты. Воркутинский уголь отличается большей теплоемкостью по сравнению с Кузбасским углем. Однако он является гораздо более дорогостоящим, так как добывается на большей глубине, чем кузбасский, но основная проблема – это сложные северные условия работы. И под ними мы понимаем не только повышенную оплату труда шахтеров, но и крайне негативную экологическую ситуацию. Воркутинским углем снабжается весь север и металлургия Череповца, и центральный регион, но при этом жизнь в шахтерских городах и поселках вымирает и в прямом и в переносном смысле. Если в 1992 году число жителей Воркуты составляло 116 тыс. человек, то в 2010 г. — 69 тыс. Это связано с сокращением производства на градообразующем предприятии «Воркутауголь», но и смертность в городе растет, особенно от онкологических заболеваний, только за один год (1999 по сравнению с 2000 г.) смертность от рака увеличилась на 18,6 %. Многих поселений уже нет, сама Воркута — в списках переселения на материк. С чем это связано? Можно, конечно, как обычно пенять на экологию… Но скорее дело в другом. В огромном облаке депрессии, накрывающем весь регион…

Какая тут романтика? Далёкий край земли.
И запахи таёжные ветра не донесли.
Здесь не увидишь дерева, хотя бы даже пень,
Но есть песец и леменги, и северный олень.
Какая тут романтика? То холод, то ветра,
То льёт на наши головы, как будто из ведра,
А если потепление — то комаров не счесть.
Какая тут романтика? Да уж какая есть!

И вот, наконец, после долгого вступления, мы собственно переходим к основному рассказу. До сих пор не существует автомобильной дороги до Воркуты. Желающие туда попасть останавливаются в Ухте, где грузят машины на железнодорожные платформы. Считается, что добраться до Воркуты на автомобиле невозможно.
Такой маршрут, безусловно, не мог не привлекать внимание джиперов-экстремалов. Ведь дорог там действительно нет. Все сообщение – железнодорожное, и путь от одной станции до другой, который занимает полчаса на поезде, может обернуться двумя-тремя днями внедорожной битвы.
Итак, обратимся к герою повествования – корандоводу Дмитрию72. Началось все с разговора с Натальей Деренок, уже известной нам по статье о приключенческой экспедиции «Соло дюн». На этот раз Наталья приглашала Дмитрия в экспедицию «501-503». 501-503 – это сталинские стройки, называемые «мертвой дорогой», железнодорожное полотно Салехард – Игарка, один из самых утопических проектов ГУЛАГа. Стройка началась в 1949 г, к 1953 г – году смерти Сталина – было проложено 900 км пути из общих 1263 км. Сразу после смерти вождя стройка, унесшая жизни более 100 000 людей, была свернута. Лагеря, мосты, паровозы и остальное имущество были просто заброшены в тундре.
Дмитрий экспедицией заинтересовался и решил позвонить муссоводу Александру Ёлкину. А тот в свою очередь, позвал Дмитрия в другую экспедицию. Фактически, тоже по местам памяти жертв сталинских репрессий. Но маршрут намечался интереснее и экстремальнее. Экспедицию «Воркутинский тракт-2011» организовывал клуб «Там. В России», ребята, с которыми Дмитрий познакомился на Всероссийском фестивале 4х4. Предполагалось доехать до Воркуты, которая являлась основной целью путешествия. Но не единственной. Есть желание пройти до Усть-Кары и выйти на берег Северного Ледовитого океана. Именно в Усть-Каре находится Астроблема («звездная рана»), то место, где 65 миллионов лет назад упал огромный кусок астероида. Тогда траектория земли совпала с траекторией небольшого астероида, который под воздействием гравитации распался на несколько кусков, упавших на Землю. Именно это стало причиной глобального изменения климата, флоры и фауны. На Земле более двухсот подобных астроблем. Одна из красивейших астроблем – это аризонский кратер, но он образовался от метеорита размером порядка 50 м. Карская же астроблема – это кратер от метеорита размером 10 км!
Есть и две запасные цели. Первая – выход от Воркуты на Лабытанги, для чего нужно будет пересечь Уральский хребет. Вторая запасная цель – попытка проехать до базы Желанная, с которой начинаются все экстремальные пешие туры в горы Урала. Сейчас туда забрасывают туристов лишь на гусеничных транспортерах. Если удастся проехать туда на джипах, это будет прецедент, который вполне возможно заставит власти посчитать экономическую выгоду от строительства полноценной базы отдыха.
Заручившись согласием штурмана Сергея Бекирова, Дмитрий согласился и начал готовиться к экспедиции. Было принято решение по дороге пересечься с экспедицией Натальи Деренок и обменяться впечатлениями.
В Коранде была сделана «кровать», а под ней коробка высотой 25 см, куда уместился весь шмурдяк, запчасти, аккумулятор, провизия на две недели автономки и горючее на 1500 км. «Летающий багажник» был намертво приделан к крыше насквозь.
«Там. В России» — московский клуб. Они выехали на сутки раньше. А экипаж Коранды стартовал 21 февраля. Температура за бортом -30 — -40 градусов. Не доезжая до Екатеринбурга, ушли с федеральной трассы в сторону Нижнего Тагила, где пересеклись с экипажем Саши Ёлкина. После поворота на Киров остановились на ночлег на заправке. Ночевали в машинах, двигатель не глушили. Впрочем, его вообще не глушили все время экспедиции. Утром попили чай и поехали дальше, на Ухту. Пока ехали по цивилизованным районам, питались по кафе.
Москвичи тоже шли на Ухту, но если Корандо и Муссо ехали со стороны востока, то они – с запада. Москвичи нашли отличное место в лесу для ночлега, скинули координаты, ночью Дмитрий и Александр туда подъехали. Все перезнакомились, поужинали и разошлись по машинам спать. «Там. В России» позиционирует себя не просто как клуб, а как центр исследования труднодоступных территорий. В экспедиции «Воркутинский тракт-2011» приняли участие Дима «Скиталец» (он же руководитель экспедиции) и Саня «Железнодорожник» на Тойоте Лэнд Крузере 80 по имени «Слоник», Дима «Майор» и Даня «Один в поле» на Митцубиши Паджеро Спорт, Макс «Мерлин» и Серега «Камыш» на Тойоте Лэнд Крузере Прадо.
На следующий день был запланирован перегон до Печоры, который был удачно пройден. И 23 февраля удалось встретить в шикарной гостинице. Даже с сауной и джакузи. И празднованием мужского дня в ресторанчике. В ночь персонал гостиницы был удивлен. Так как с появлением приезжих джиперов в гостинице ночью подозрительно запахло бензином. Списать запах на пропитанную «ароматом странствий» одежду не удавалось, слишком уж сильный шел амбре. Ну, не могло же горничным придти в голову, что московские джиперы решили ночью починить в номере Вебасту, вытащенную из машины, и отмочить ее в бензине?! Да и действительно, чем же еще в гостинице обычно по ночам могут заниматься джиперы? Но вот горничным только и оставалось ходить и принюхиваться, так как самый очевидный ответ в голову им не пришел. А джиперы невинно хлопали глазами и изображали, что ничего не чувствуют, а морщатся… от мороза на улице.
Печора – суровый северный город, но очень душевный. С утра его осмотрели, издалека увидели мощные военные РЛС дальнего обнаружения. Эти радиолокаторы имеют эффект огромной микроволновой печки для всего живого.
На память из Печоры остался магнитик «Печора – душа республики Коми».
Кстати, перед Печорой, в Вуктыле случилась единственная проверка ДПС, но очень тщательная. Всех переписали, собрали документы, выспросили-расспросили. Больше полицейских отчего-то не встречалось.
В Вуктыле пофотографировались, а вечером достигли следующей цели – Инты. В Инте экипажи встретил местный джипер, Андрей Азон с Уазбуки. Приятно, когда есть близкие по духу люди. Андрей нашел квартиру, в которой и переночевали, и еду сготовили – поели. И конечно посидели – пообщались.
Кроме того, был устроен совет, куда двигаться дальше. Стоит ли пробиваться к базе Желанная или нет. Решили не тратить время и ехать в Воркуту, так как именно она являлась основной целью.
Записала рассказ дмитрия72 — CherryBrandy
Окончание статьи следует!


Эта история началась 10 лет назад. История дружбы, путешествий, разговоров, обсуждений и жарких споров от рассвета до заката. А в чем залог настоящей...
Скоро лето, и стало уже традицией, что в конце июня корандоводы съезжаются со всей России, а то и из стран ближнего зарубежья, чтобы встретиться...
Приветствую! Недавно на форуме мы проводили фото-конкурс на самый подготовленный автомобиль KORANDOVODа. Скажу сразу, это был фотоконкурс - именно...