АвтоКлуб владельцев Корейских автомобилей SsangYong Korando, Musso
и их русских аналогов ТагАЗ Tager, Road Partner

Автожизнь Красноярска в 70-е годы часть вторая

Три довольно многочисленные секции объединяют в городе любителей мотоциклетного спорта —кроссменов, тех, кто специализируется в гонках по ледяной и гаревой дорожкам. Весной, летом, осенью, будь то в проливной дождь, под палящим солнцем или при свирепом ветре, кросс приходят смотреть и стар и мал. То же самое происходит, когда зимой гонщики состязаются на льду стадиона «Приморец».

Успехи спортсменов нередко выходят за пределы города. Мотокроссмены, «ледовики» —частые участники краевых состязаний. В автомногоборье (класс грузовых) команда находкинцев обычно занимает второе-третье место в крае. Автоспортсмены участвуют в ипподромных гонках. Экипаж раллистов города в этом году входил в сборную края в полуфинале первенства РСФСР в Свердловске. Есть в городе опытные спортсмены, такие, как кандидаты в мастера спорта Владимир Василец, Иосиф Маньковский, перворазрядники Анатолий Кузьмин, Михаил Николаев, Константин Акиншин, Николай Хорт. За ними тянутся молодые.
Спортивно-технический клуб, как ему и положено, стал здесь базой распространения военно-технических знаний среди населения, подготовки специалистов, развития автомотоспорта. Вынесенное в заголовок «Находки в Находке» —не игра слов. Интересного опыта здесь немало и в других сферах военно-патриотической деятельности городской организации ДОСААФ, ее активистов.
Но… С вершины той самой сопки, откуда так великолепно просматривается панорама города, можно заметить одно желтоватое зданьице. Стиснутое мрачными складами, заборами, горами угля и высоченными кранами, оно приютилось у самой воды находкинской бухты. Это и есть городской спортивно-технический клуб. Несколько комнат, высокие потолки. Рядом ветхие сараюшки, в которых хранят мотоциклы. Автомобили летом жарятся, осенью мокнут, зимой стынут под открытым небом. Чтобы в стужу пустить двигатели, машины по часу таскают на буксире. Само здание того и гляди развалится… На фоне растущего, все хорошеющего 200-тысячного города ветхий дом СТК —прямо-таки немой укор и городским властям, и краевому комитету ДОСААФ. Два постановления крайисполкома о строительстве Дома технической учебы в Находке (1972, 1974 гг.) не выполняются, создается впечатление, что о них просто забыли.
Ждут своего решения и такие проблемы, как создание гаревой дорожки на одном из почти пустующих стадионов, оборудование картодрома, пополнение спортивной техникой. Здесь нужна помощь краевого комитета ДОСААФ. Однако первоочередным остается строительство Дома технической учебы. С его появлением отпала бы надобность в филиалах СТК, специалистов готовить можно было бы в полтора-два раза больше, чем сегодня. А потребность в них есть.
А. БАБЫШЕВ.
По письму приняты меры
В письме из поселка Игрим Березовского района Тюменской области наш читатель В. Буков сообщил о серьезных недостатках в деятельности райкома ДОСААФ, в частности плохой работе курсов по подготовке водителей категории «В». «Учебный автомобиль «Жигули», —писал автор. —использовался не по назначению, а потом и вовсе был выведен из строя».
Мы попросили тюменский областной комитет ДОСААФ проверить письмо В. Букова. Факты подтвердились, обком ДОСААФ освободил от занимаемой должности председателя березовского райкома Н. Леонова. Неисправные «Жигули» отремонтированы и используются для обучения водителей. Кроме того, в третьем квартале этого года районной организации Общества выделен для учебных целей еще один легковой автомобиль. Об этом сообщил редакции председатель областного комитета ДОСААФ М. Вулашев.
Валентина Федоровна Гончукова —обладательница приза за элегантность. Приз этот завоеван ею некоторое время назад на Всесоюзном конкурсе мастерства рабочих-шинников. Среди многочисленных соискателей жюри отметило именно Валентину Федоровну —сборщицу покрышек красноярского шинного завода, делегата XXV съезда КПСС, члена краевого комитета партии, студентку-заочницу техникума шинной промышленности. Мы видели В. Ф. Гончукову за работой —эту быстроту, четкость, изящную точность движений иначе как элегантностью не охарактеризуешь.
В нынешнем году красноярские шинники отметили «совершеннолетие» своего предприятия: первую покрышку завод выдал в феврале 1960 года. С тех пор, не столь уж давних, мощность его выросла в 4,5 раза. А главный инженер завода Г. Г. Богданов с увлечением говорит уже о том, как будет выглядеть предприятие через несколько лет. После реконструкции, которая идет сейчас, мощность вырастет еще в полтора раза. Реконструкцию можно смело назвать генеральной: будет возведен новый производственный корпус, а на ныне действующих площадях расширят сборочное производство. «Грузовые» покрышки будут полностью переведены на радиальную конструкцию.
А что же сегодня? Молодому предприятию есть чем гордиться: за годы работы освоены как компонент изопреновые каучуки, 60% продукции идет со Знаком качества. Здесь производят покрышки и для легковых («Москвич —403» и «407», ГАЗ —69, УАЗ —469), и для грузовых (ГАЗ —51, ГАЗ —52, ЗИЛ —130, КрАЗы), и для сельскохозяйственных машин. А самые большие —шины-гиганты для БелАЗ —540.
Редактор заводской многотиражки Нина Акимовна Сидорова больше рассказывает о людях —как работают, сколько зарабатывают, чем интересуются вне заводских стен. И мы узнаем, что средний заработок здесь достигает 243 рублей в месяц, а сборщики шин получают и по 500, что очень активно действуют на заводе общества любителей книги, охотников, рыболовов, а многие еще увлекаются нумизматикой и даже спелеологией.
—Нина Акимовна, все это очень интересно, но, согласитесь, как бы вокруг производства, не самые важные, определяющие судьбу завода дела…
—Ошибаетесь, —мягко отвечает редактор. —У нас только молодых две тысячи. Как же нам не думать об увлечениях людей вне завода? Такой заработок, как у нас, квалифицированный рабочий найдет и на других предприятиях города. Внимание руководителей и общественных организаций к производственным и непроизводственным интересам людей подчас оказывается решающим при выборе места работы. Так что все это не «вокруг производства», а в самую точку. Мы заинтересованы в кадровых опытных рабочих и хотим, чтобы люди у нас работали столько же, сколько, скажем, Гончукова, —по четырнадцать-пятнадцать лет и больше…
Любители мотоспорта хорошо знают Виктора Иосифовича Тарлюка, в прошлом гонщика, ныне тренера и судью всесоюзной категории. С его именем связаны успехи красноярцев на машинах класса 175 см3, среди его учеников —известный Владимир Свинко, десятикратный чемпион Советского Союза по мотогонкам на льду.
Виктор Иосифович рассказывает:
—В начале 60-х годов начинали с нуля. Попробовали свои силы в кроссе на машинах в 175 «кубиков». Добились успеха. Тогда перешли на лед. Теперь, по сути дела, почти все чемпионы в этом классе —наши: Свинко, Завидюк, Губич. Финалы республиканских и всесоюзных соревнований стали «семейными», так сказать, внутрикрасноярскими делами…
Подробнее В. И. Тарлюк говорит о том, что сегодня волнует любителей мотоциклетного спорта в крае.
—Наверное, пришло время организовать в стране две лиги команд по мотоспорту, это позволило бы существенно расширить круг участников, дать молодым возможность попробовать свои силы в соревнованиях высокого ранга.
Кстати говоря, сейчас выиграть первенство России, а то и края немногим легче, чем победить на всесоюзных соревнованиях. Мы, например, проводим первенство края по мотокроссу в четыре этапа —тут уж случайно не победишь.
Судьи? Готовим сами. Восемь наших судей имеют республиканскую и один всесоюзную категории. Жаль только, редковато приглашают нас для проведения всесоюзных соревнований. Это, конечно, обидно: судьям ведь тоже надо расти.
И еще одно тревожит любителей мотоспорта —практически им негде тренироваться. Уже давно идут разговоры о необходимости постройки трека. И не только разговоры. Выделена площадка, подготовлен даже проект автомотостадиона с гаражами и мастерскими, трибунами на 24 тысячи зрителей, имеется сметная документация, подрядчик. Однако крайисполком и крайком ДОСААФ пока не торопятся с финансированием.
О рядовом автолюбителе-красноярце мы кое-что знали и до личного знакомства с ним. Нам было известно, скажем, что водителю этому от 24 до 40 лет, что на треть «он» —женщина, что теорию сдает лучше, чем вождение, и что ему повезло, если окончил краевую школу ДОСААФ —здесь отлично готовят любителей, водителей категории «В», тогда как в некоторых других автошколах экзамены, случается, проваливает чуть ли не половина. Мы знали также, что за последние полгода краевая ГАИ выдала около 14 тысяч водительских удостоверений, а автомобилей и мотоциклов за этот же срок продано 48 тысяч! Короче говоря, об автолюбителе-красноярцев мы знали все, кроме фамилии и имени-отчества.
И вот наступил день, когда безликий среднестатистический автолюбитель принял наконец конкретные очертания. Он приехал на ВАЗ —2101 с номером 41-53 КЭН. Владимир Петрович Косов по возрасту подходил к высшей из основной категории отметке —ему около сорока. Долгое время работал бортрадистом на И Л-18, теперь выезжает в длительные высокоширотные экспедиции, тоже как радист. Семья состоит из четырех человек: он, жена и две дочери. Владимир Петрович —водитель со стажем, начинал с мотоциклов К —125 и ИЖ —56, затем у него был «Москвич —412», и вот теперь ездит на «Жигулях». Машину эту он приобрел в Москве и отсюда совершил смелый, с нашей точки зрения, пробег до Красноярска «Ни одного прокола!» Автомобилем он доволен —надежность, легкость управления, сравнительная простота обслуживания. И к тому же —великолепная отопительная система, что для Сибири, сами понимаете, имеет значение весьма существенное. А как с ремонтом?
Да что таить, система автосервиса в Красноярском крае пока оставляет желать много лучшего. В самом Красноярске, например, на весь автотранспорт индивидуального пользования что-то около тридцати постов. Однако Владимир Петрович не унывает. Во-первых, «Жигули» не так часто требуют серьезных ремонтных работ, а во-вторых, уже строится большой автоцентр системы «АвтоВАЗтехобслужиаания».
—А часто вы совершаете дальние поездки? —спрашиваем мы.
—Из-за них-то и обзаводился четырьмя колесами. Я ведь художник-любитель, на краевой выставке демонстрировал свои «Арктические этюды», написанные на Аляске и дрейфующей станции СП-22. Но больше всего люблю наши местные, сибирские пейзажи. Соберу друзей-художников, таких же любителей —и куда-нибудь поглубже в тайгу…
52 процента сельскохозяйственной продукции Восточной Сибири поставляет государству Красноярский край. Уборочная страда —напряженный период для многих организаций края, требующий серьезной подготовки, в том числе, конечно, и от работников автотранспорта.
Краевой штаб по безопасности движения, которым руководит заместитель председателя крайисполкома Николай Семенович Курешов, начинает подготовку к уборочной задолго. Привлекается к этому важному делу и общество автомотолюбителей. Дело в том, что время уборки зерна в Сибири совпадает с массовыми выездами горожан на «грибную охоту» в тайгу. Общество проводит большую разъяснительную работу, рекомендуя выезжать из городов и поселков затемно, с тем чтобы в световой день всемерно сократить количество быстроходных легковых машин на трассах, где потоком идут грузовики с «желтым золотом».
Штаб безопасности движения проводит на местах совещания, в которых принимают участие и представители райисполкомов, и сотрудники районных коммунальных организаций. Известно, что на уборку в сельскую местность прибывает большое количество транспорта, укомплектованного водителями из городов. Штаб выступает как бы представителем их интересов перед местными сельскими организациями: заботится об устройстве охраняемых стоянок, создании нормальных бытовых условий для водителей, следит за состоянием дорог в районе.
Проблем и трудностей, разумеется, хватает. —90 процентов аварий и происшествий случается у нас по вине сельских водителей, —рассказывает Н. С. Курешов. —И часто причиной остается алкоголь. Нетрезвый водитель, выехавший на оживленное шоссе, даже на короткое время, способен наделать немало бед. Что уж говорить о проселках! А порядка в организации движения в сельскохозяйственных районах пока, увы, нет. Мы глубокого убеждены, что в штатах управлений сельского хозяйства должна быть хоть одна единица инженера, методиста —называйте как хотите —по безопасности дорожного движения. Ведь в сельском хозяйстве края около 100 000 тракторов, комбайнов, автомобилей.
Далее Николай Семенович подробно рассказывает, как в крае воспитывают у руководящих работников сознание первоочередности проблем безопасности движения. В краевом исполкоме на каждом селекторном совещании любое дорожное происшествие разбирается самым тщательным образом, причем анализируются ошибки не только водителя, но и дорожников, и руководителей автотранспортных организаций. На совещаниях штаба безопасности движения дорожно-транспортные происшествия становятся темой докладов председателей исполкомов. Постоянный контроль и требовательность приносят свои плоды: хотя количество автомобилей в крае намного увеличилось, за шесть лет удалось на 10% сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Но Н. С. Курешов и руководящие работники края полагают, что это отнюдь не предел…
…Мы покидали Красноярск. Самолет набрал высоту, и внизу, под нами, развернулись желтые квадраты плодородной сибирской нивы, разрезанные тонкими нитями дорог.
—Вы из редакции журнала «За рулем»? —стюардесса протянула радиограмму. —Вам желают попутного ветра, мягкой посадки и объективного рассказа обо всем увиденном.
Исполнение первого пожелания взяла на себя природа. Со вторым прекрасно справился «Аэрофлот». Третье мы постарались выполнить сами.


Эта история началась 10 лет назад. История дружбы, путешествий, разговоров, обсуждений и жарких споров от рассвета до заката. А в чем залог настоящей...
Скоро лето, и стало уже традицией, что в конце июня корандоводы съезжаются со всей России, а то и из стран ближнего зарубежья, чтобы встретиться...
Приветствую! Недавно на форуме мы проводили фото-конкурс на самый подготовленный автомобиль KORANDOVODа. Скажу сразу, это был фотоконкурс - именно...