АвтоКлуб владельцев Корейских автомобилей SsangYong Korando, Musso
и их русских аналогов ТагАЗ Tager, Road Partner

Автожизнь Красноярска в 70-е годы часть первая

Среди материалов, которые мы привезли в редакцию из Красноярска, есть альбом «Дважды ордена Ленина Красноярский край» — подарок журналу от Госавтоинспекции края. Великолепные фотографии, представленные в этом издании, не нуждаются в комментариях, и сопроводительный текст здесь до предела лаконичен. Вот что сказано там о Красноярске:
«Если сегодня взглянуть с Афонтовой горы, откуда из окон Юдинской библиотеки В. И. Ленин видел как на ладони губернский Красноярск, перед взором предстанет величественная панорама современного большого города, в котором живет свыше 700 тысяч человек. Как маяки, тут и там поднимаются новые кварталы многоэтажных домов. А какой у города индустриальный взлет! Он производит комбайны и мостовые краны, речные суда и инструментальную сталь, каучук и шины, гидролиз и шелк, алюминий и пенициллин, целлюлозу и бумагу, телевизоры и пианино —всего не счесть!

За советские годы доля Красноярска, мак и других городов Сибири, в промышленной продукции страны возросла в сотни раз. В таком индустриальном росте заложена идея равномерного размещения производительных сил в стране, высказанная в ленинском плане ГОЭЛРО.
До революции Красноярск «славился» одиннадцатью православными церквами и тремя иноверными храмами. Теперь в городе больше сотни клубов и библиотек, девятнадцать кинотеатров, филармония, театры драматический, музыкальной комедии, юного зрителя…
Старый Красноярск не имел ни одного вуза. Сейчас в городе работают государственный университет, институты цветных металлов, политехнический, технологический, сельскохозяйственный, педагогический, медицинский».
С момента появления этой публикации (в 1975 году) прошло совсем немного времени, но сегодня она требует заметных добавлений.
Выполняя намеченную XXV съездом КПСС программу опережающего развития восточных районов страны, особенно Сибири, красноярцы многое построили, ввели в строй новые промышленные, транспортные, культурно-бытовые и другие объекты.
Сегодня мы хотим рассказать о Красноярске автомобильном. О его промышленных предприятиях, «работающих на автомобиль», о его автомобильном транспорте, о его Госавтоинспекции, о его автошколах ДОСААФ.
Самолет пошел на посадку.
—Вы из журнала «За рулем»? —стюардесса протянула радиограмму. —Вас встречают у справочного бюро.
Прямо перед зданием аэропорта —транспарант: «Красноярску —350 лет,’ 1628 —1978». Позднее такие плакаты встречали нас всюду. А историю города мы слышали не только от тех, кто любезно и гостеприимно встретил нас, но и чуть ли не от каждого нового знакомого —к празднованию юбилея здесь готовились все и повсюду. Признаемся, эта всеобщая осведомленность в истории нас несколько удивила, поскольку коренных красноярцев, уроженцев здешних мест, среди сотен наших новых знакомых оказалось совсем немного. Большинство прибыло сюда недавно. И при всем разнообразии обстоятельств, приведших массу людей в город, основанный триста пятьдесят лет назад беспокойными казаками, главным почти всегда остается стремление к интересной работе, сулящей и моральное удовлетворение, и достаток.
В первый же день на нас обрушилась масса цифр и фактов. Нам рассказывали, что…
…территория Красноярского края составляет больше десяти процентов территории нашей страны, т. е. каждый десятый квадратный километр расположен именно здесь;
…земля красноярская —своеобразная химическая лаборатория, созданная самой природой: здесь имеются все элементы таблицы Менделеева;
…вместе с тем геологическое освоение края только начинается: если мысленно «развести» все бурильные установки, когда-либо работавшие здесь, по всей Красноярщине, то на каждом квадратном километре они углубятся всего на два миллиметра.
Край богатый. С давних пор он славился зерном, пушниной, лесом, кожами. Но вот поди же, на рубеже нынешнего века в путеводителях по Сибири о Красноярске писали следующее: «Все улицы и площади немощеные, с деревянными тротуарами. Домов 2327, из них только 98 каменных», «Летом стоит ужасная пыль —в сухую пору, а в дождливую —невозможная грязь; мостовых нет, тротуары узкие. Освещается город керосиновыми фонарями». Строки эти написаны именно в те годы, когда 27-летний Владимир Ульянов прибыл сюда «под гласный надзор полиции» отбывать ссылку, «определенную енисейским губернатором в селе Шушенском». Но это убожество не помешало Ильичу назвать Сибирь «чудесным краем с большим будущим».
Нынешний Красноярск не имеет ничего общего с городом того времени, хотя остались еще «островки» стародавнего, дореволюционного. Нет дома, в котором жил Владимир Ильич, но время пощадило соседний, в котором он работал. Сохранился деревянный особнячок, в котором родился великий русский художник В. И. Суриков. За десять минут вы доберетесь от этих памятников немощеного города до замечательных произведений советской архитектуры —Коммунального моста через Енисей, прекрасного стадиона, гостиницы «Красноярск», отделанного мрамором здания театра оперы и балета. Полчаса потребуется для проезда к современнейшим промышленным предприятиям, какие, конечно, и не снились старосибирским поставщикам кожи и сала. Именно здесь, в цехах, рождается, набирает силу трудовой ритм, в котором живет нынче весь этот край, центр Сибири. По оживленному транссибирскому Московскому и устремившемуся на север Енисейскому трактам движутся автомобили геологов, строителей сибирского каскада ГЭС, БАМа и сотен других объектов, знаменующих провозглашенное партией комплексное освоение края. Хорошо известно, какое значение имеют здесь авиация, железные дороги и даже олени; значительно меньше мы знаем Сибирь автомобильную. А она давно уже за рулем —панелевоза и «Жигулей», самосвала, комбайна и аэросаней. В Красноярске же не только ездят, но тысячи людей еще и работают на автомобильную промышленность.
Красноярский завод автомобильных и тракторных прицепов…
Заместитель секретаря парткома Игнатий Иванович Подсевалов подводит нас к окну. Панорама грандиозной стройки открывается перед нами: новенькие белоснежные корпуса, а между ними —гигантские котлованы, горы вывороченной земли.
—Прямо доисторический пейзаж…
—Именно! —кивает Подсевалов. —Сегодня хозяева здесь —строители.
Завод производит прицепы и полуприцепы для КамАЗов. Там, на Каме, в Набережных Челнах, с конвейера сходят новенькие тягачи, которые должны начать свою жизнь на дорогах нашей Родины. Однако действующими единицами в экономике страны они станут, лишь когда их оснастят прицепом. И здесь, на Енисее, пока что в тесноте, в цехах, откуда еще не ушли строители, собирают эти прицепы.
Строители сдали корпус вспомогательных цехов. В «производственную эру» там разместятся ремонтники и инструментальщики. А пока здесь штампуют панели кузова, сваривают рамы 14-тонных полуприцепов с собственным весом более пяти тонн.
Современный прицеп большой грузоподъемности имеет весьма жесткие стандарты и допуски деталей, довольно сложную конструкцию: тормоза, подвеска, электрооборудование.
—Ежедневно выдаем их не менее тридцати, —говорит И. Подсевалов, —много это или мало?.. На этот год план составлял 5 тысяч штук. Но в первом квартале его увеличили вдвое —КамАЗы-то идут, дело за нами! Об этом и Леонид Ильич говорил…
Посетив Красноярск весной этого года, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев отметил, что завод этот строится «крайне медленными темпами». С тех пор многое изменилось к лучшему —материально-техническое обеспечение, темпы строительства, монтажа оборудования.
—Мы, конечно, приложим все силы, чтобы и в нынешних сложных условиях справиться с заданием. Но трудностей пока еще очень, очень много.
ПОКА все «не на своем месте». И приходится, в соответствии с графиком, переводить многотонное крупногабаритное оборудование из цеха в цех —по мере их сдачи. ПОКА выпускается одна модель полуприцепа, сконструированная в Одессе, —ОдАЗ —, но недавно созданное заводское конструкторское бюро уже приступило к работе. ПОКА трудно с кадрами, хотя люди и тянутся на завод.
Начальник сборочного цеха В. Б. Хейфец четыре года был секретарем комсомольской организации завода. Рассказывает: за этот срок организация выросла с двухсот человек до двух тысяч. Но все это молодежь, не имеющая навыков работы на конвейерах.
Поселок Сосновоборск, где строится сибирский автоцентр, в многочисленных репортажах и очерках часто называют городом. Ошибка простительная: внешне это типичный современный (и не маленький —ПОКА 12 тысяч жителей!) город-спутник. Ни бараков, ни времянок. Три многоэтажных общежития, в остальных домах отдельные квартиры. Поселок растет одновременно с заводом —есть две средние школы, универсам, детские сады и ясли, скоро введут в строй даже сауну —финскую баню. Но этого мало. Нет ПОКА кинотеатра, прачечной. Нужны музыкальная школа, жилые дома по новым проектам —с кухней побольше, с подсобными помещениями.
Проблем хоть отбавляй, но почти все они обусловлены высокими требованиями современности: комфорт, внимание к детям… Да и повышенный план диктуется все растущим выпуском мощных современных тягачей —не от нищеты эти сложности, от богатства!
Мы спросили И. Подсевалова, каковы рубежи завода.
—Ежегодно сто тысяч прицепов и полуприцепов десяти моделей и модификаций для КамАЗов плюс черное и цветное литье и поковки для многих заводов грузовых автомобилей.
—И когда это все начнется?
—В восьмидесятом. В будущем году мы дадим уже 20 тысяч полуприцепов грузоподъемностью двадцать тонн, на девяносто процентов унифицированных с нынешними. Еще в этом году выпустим пробную партию литья. Есть весомые материальные гарантии реальности этих планов. Министерство автомобильной промышленности СССР помогает нам сейчас с кадрами —присылает в многомесячные командировки опытных специалистов с уральского автомобильного, КамАЗа, других родственных предприятий. Так что те новички, что стоят сегодня у конвейеров, очень скоро наберутся знаний, опыта, станут мастерами своего дела. Почти вдвое увеличиваются ассигнования на строительство —и завода, и поселка.
Да, сложности завода и «громадье» его планов характерны для сегодняшней Сибири: не одни только автомобилестроители выходят на рубежи, занимают плацдарм для решительного освоения богатейшего края.
Нашему постоянному спутнику, начальнику отделения пропаганды, секретарю партийной организации краевой Госавтоинспекции капитану милиции Николаю Сергеевичу Лавренюку под пятьдесят. В ГАИ он сравнительно недавно —пришел из локомотивного депо по партийному набору. Кажется, немного тоскует по прежней работе, часто вспоминает о ней в разговоре. Какой-то особый, не служебный, почти домашний стиль характеризует его действия. Вместо приказа —просьба, недовольство он выражает едва слышным бормотанием, но на сотрудников это действует сильнее грозного выговора…
—А кого распекать? В отделении —женщины да молодежь. Ребята только из университета, им все хочется самим попробовать, зажимать их нельзя —сникнут, сробеют. А.женщины, сами понимаете, народ деликатный…
Он и на дороге предпочитает «помягче». Нарушение Правил воспринимает как бестактность со стороны незнакомого, но заранее уважаемого человека, бестактность, от которой прежде всего этому человеку должно быть неловко.
«Водители, водители, —разносится над дорогой его усиленный «колоколами» спокойный голос. —Куда вы так торопитесь? Не забывайте, на этом участке скорость сорок километров, только сорок!»
Наблюдали мы его и в критических ситуациях. Он так же деликатен, но это твердая, бескомпромиссная, что ли, деликатность.
—Как же вы так? —горестно спрашивает Лавренюк водителя, разглядывая посиневшую трубку Раппопорта. И, не ожидая ответа, высаживает нас из машины —она доставит нарушителя на экспертизу.
Мы остаемся на дороге, на пыльном и жарком шоссе. А капитан вспоминает условия работы на железной дороге: там скорость на километр не превысишь, все зафиксируют самописцы. И в нетрезвом виде к локомотиву не подойдешь.
—Нам бы такую технику!..
По мере знакомства с Николаем Сергеевичем выяснялось, что мягкость, деликатность его в работе в сочетании с принципиальностью и твердостью проистекают не только от собственного характера. Такой стиль принят в деятельности красноярской Госавтоинспекции. Исходят здесь из простейших предпосылок.
Наше поведение в обществе в значительной степени продиктовано окружением: человек по-разному чувствует и ведет себя, скажем, в компании друзей и в театре. Так вот, дорогу, считают здесь, следует сделать хорошим обществом. «Тогда нарушения станут чем-то вроде окурка в метро», по выражению капитана Лавренюка. То есть неприличным поступком. Отсюда и роль автоинспектора.
—Недавно по радио, кажется, в «Пионерской зорьке», автоинспекторов назвали «королями дороги», —говорит Николай Сергеевич. —Абсолютно неверно! Если «король», значит, появляется моральное право «казнить или миловать». Нет, дорожный инспектор должен быть прежде всего воспитателем, исправляющим мелкие ошибки, наказывающим за серьезные отклонения от нормы. И обязательно задавать тон в вежливости, уважении участников движения по отношению друг к другу.
Шоссе и проселки, городские оживленные магистрали и сонные улочки —больше 2500 километров проехали мы по красноярской земле. Наш фотокорреспондент, имевший в задании разные темы, а потому думавший и о критических кадрах, все хотел запечатлеть на пленке мотоциклиста без шлема. Но нигде —ни в городе, ни в стороне от больших дорог —такого не встретил. Мотоциклистов было много, но все в шлемах…
В городе на бойком перекрестке зажигается зеленый свет, но машины стоят ждут, пока пройдут все пешеходы, причем милиции рядом нет. В иных городах такого еще не увидишь.
По-видимому, теория «дорога —хорошее общество» заслуживает внимания, тем более что статистика дорожно-транспортных происшествий в Красноярске подтверждает это. Да, здесь научили водителей уважать и пешеходов, и друг друга.
Но, вероятно, статистика была бы еще лучше, если бы мы научили пешеходов также уважать водителей, —говорят сотрудники автоинспекции.


Эта история началась 10 лет назад. История дружбы, путешествий, разговоров, обсуждений и жарких споров от рассвета до заката. А в чем залог настоящей...
Скоро лето, и стало уже традицией, что в конце июня корандоводы съезжаются со всей России, а то и из стран ближнего зарубежья, чтобы встретиться...
Приветствую! Недавно на форуме мы проводили фото-конкурс на самый подготовленный автомобиль KORANDOVODа. Скажу сразу, это был фотоконкурс - именно...