Такси
С 1 марта 2026 года в российском такси произойдёт крупнейшее обновление за последние десятилетия: вступят в силу новые требования к локализации автомобилей. В фокусе — только те машины, которые собираются в России или соответствуют установленным баллам локализации. Это значит, что Lada Granta, Vesta, Aura, а также ряд китайских иномарок, таких как Haval, BAIC и Kaiyi, станут основными рабочими лошадками в таксомоторных парках по всей стране.
Изменения внесены в федеральный закон № 580-ФЗ, регулирующий деятельность такси. Несмотря на то, что изначально нормы должны были заработать уже в октябре 2025 года, окончательная редакция отложила срок до марта 2026-го и смягчила условия, допустив ряд исключений.
С 1 марта 2026 года нас ждет действительно масштабная реформа в сфере такси. Новые требования к локализации автомобилей, безусловно, повлияют на рынок. Сейчас активно обсуждаются разные модели, якобы соответствующие критериям, но я бы предостерег от преждевременных выводов. Сейчас крайне мне сложно с уверенностью говорить о конкретных моделях. Скорее всего, будет создан и опубликован официальный государственный реестр или список марок и моделей, отвечающих новым требованиям.
Нововведение предписывает, что разрешение на работу в такси будет выдаваться только автомобилям, которые:
Набирают не менее 3 200 баллов по шкале локализации;
Собираются в рамках действующих или новых СПИК (специальных инвестиционных контрактов);
Производятся по контрактам, действующим до марта 2025 года, но при условии привлечения новых инвесторов.
Для отдалённых регионов предусмотрены отсрочки: в Калининграде и Сибири — до 2028 года, на Дальнем Востоке — до 2030-го. Однако крупнейшие рынки — Москва, Санкт-Петербург, Краснодар — вступят в новую эпоху в срок.
По прогнозам, парк такси в России станет гораздо менее разнообразным. Основные допущенные к перевозкам автомобили (список собран из различных открытых источников):
Lada Granta — самый массовый представитель сегмента эконом;
Lada Vesta — рабочая лошадка комфорт-класса;
Lada Aura — седан на базе Vesta NG, с прицелом на бизнес-сегмент;
Haval Jolion — китайский кроссовер, востребованный в регионах;
Haval F7 / F7x — комфортные кроссоверы с богатыми комплектациями;
BAIC U5 Plus — китайский седан локальной сборки;
Kaiyi E5 — новая модель, которую уже активно продвигают в таксопарках.
Все эти машины скорее всего соответствуют требованиям локализации, так как производятся или крупноузловым методом, или в рамках действующих СПИК.
«Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот, к его устареванию. Это отразится на всех — и на пассажирах, и на водителях — и на качестве перевозок», — уверена председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Ожидается, что облик городских такси станет более однотипным. Доминировать будут седаны и кроссоверы в белом, жёлтом и серебристом цвете, чаще всего марки Lada и Haval. Исчезновение разнообразия может упростить обслуживание и логистику автопарков, но вызовет раздражение у пассажиров, привыкших к более широкому выбору.
Новые условия подталкивают к выбору автомобилей с максимально простой конструкцией. Большинство моделей из списка — переднеприводные, с атмосферными или умеренно турбированными моторами. Пример — Lada Granta с 1,6-литровым двигателем на 90–106 л.с., либо Kaiyi E5 с 1,5-литровым турбомотором. Надёжность и доступность запчастей становятся ключевыми факторами.
Lada Granta. Фото АвтоВАЗ
Классическое «такси» 2026 года — это кондиционер, минимум подушек безопасности, штатная мультимедиа без навигации и тканевая обивка. Переход в бизнес-сегмент практически невозможен: автомобили премиум-класса, такие как BMW 5, Mercedes E-класса и Toyota Camry, в подавляющем большинстве не попадают под новые правила.
Соблюдение новых требований повысит издержки таксопарков, особенно из-за подорожания автомобилей. По оценкам участников рынка, Lada Vesta NG дороже прежней на 30–40 %, а китайские модели — ещё на 10–20 %. Это, в свою очередь, неизбежно приведёт к росту тарифов. Особенно пострадают самозанятые водители, для которых лизинг недоступен. Как следствие — возможный отток кадров и увеличение срока службы машин до 7–10 лет.
Уйдут такие популярные модели, как Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Octavia, Volkswagen Polo и Toyota Camry.
Toyota Camry — пока не попадает в список разрешенных автомобилей для такси с 2026 года
На их место приходят менее разнообразные, но формально доступные по сборке и критериям автомобили. В лидерах окажутся Lada, Haval и, вероятно, Geely, если в будущем их СПИК будет одобрен.
Вероятно Geely будет допущен, если в будущем их СПИК будет одобрен
Закон, направленный на поддержку российской промышленности, фактически превращает такси в витрину локализованного автопрома. С одной стороны, это может стимулировать рост локальных производств. С другой — создаёт риск резкого снижения качества и надёжности перевозок без государственной поддержки. Время покажет.
Вам может быть интересно почитать о автоновостях — свежие автоновости, обзоры и тест-драйвы. Экспертное мнение редактора korandovod.ru Новость демонстрирует стратегический курс бренда: завершение эпохи бензиновых… Далее ...
КGM Rexton Корейский бренд SsangYong вернулся на российский рынок под новым именем KGM и не планирует продавать дизельную версию внедорожника Rexton в России. Это объяснил… Далее ...
У чешской Skoda в портфолио встречаются не самые удачные версии. По данным профильных источников, Superb и Octavia нередко страдают от проблем с электрикой. Эта сторона… Далее ...
Компания Geely готовит к выпуску новый плагин‑гибридный седан Galaxy Starshine 7. Согласно данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая, модель получила гибридную систему NordThor AI… Далее ...
Министерство промышленности и информационных технологий Китая (MIIT) рассекретило новый электрический седан Volkswagen ID.Unyx 07. Кроме того, Volkswagen наладит его производство на заводе в провинции Аньхой.… Далее ...
Кроссоверы и внедорожники доминируют в парке китайских автомобилей россиян. Приблизительно 80% зарегистрированных в России «китайцев» относятся к этому сегменту. При этом в общем российском автопарке… Далее ...
Целые кузова УАЗ иногда продают как обычные запчасти. Это позволяет владельцам быстро обновить автомобиль. Они тем самым избавляются от очагов коррозии и других проблем. Вопрос… Далее ...
Несмотря на падение продаж на 25,1%. LADA Granta с почти двукратным отрывом остаётся лидером российского рынка. По итогам сентября её выбор сделали 11,9 тыс. покупателей.… Далее ...
Марка Omoda, помимо уже представленных в России кроссоверов C5 и C6, готовит компактный паркетник C3. Кроме того, компания анонсировала ещё одну модель сегмента SUV —… Далее ...
В Казахстане начнут собирать автомобили Geely на местном заводе «СарыаркаАвтоПром». Также предприятие уже выпускает автомобили других марок, включая Kia, Chevrolet, JAC, Jetour и Skoda. Это… Далее ...
Минпромторг РФ обнародовал первичный перечень автомобилей, которые можно будет закупать в таксопарки по новому закону о локализации. В перечень попали более 20 моделей шести отечественных… Далее ...
Самые популярные в России автомобили подешевели в среднем на 422 000 рублей по сравнению с прошлым годом. При этом исследователи изучили более 10 000 реальных покупок новых… Далее ...