Фото: Nissan
Nissan оказался в эпицентре масштабного кризиса. Японский автогигант рассматривает возможность закрытия сразу двух своих ключевых заводов — в Оппаме и Сенане, а также не исключает остановки сборочной площадки в Мексике. Это решение является частью антикризисной стратегии, направленной на оптимизацию расходов, реструктуризацию производства и попытку сохранить конкурентоспособность на глобальном рынке. Разбираемся, как одно из старейших автопроизводств Японии оказалось в столь непростом положении.
Одним из ключевых активов, попавших под угрозу ликвидации, стал завод Nissan в Оппаме, открытый в далёком 1961 году. Это предприятие стало колыбелью таких моделей, как Cedric, Bluebird и впоследствии — первого массового электромобиля Leaf, производство которого стартовало здесь в 2010 году. Сегодня мощность завода оценивается в 240 000 автомобилей в год.
Второй объект — завод в Сенане, ориентированный на сборку коммерческого транспорта (включая модели Nissan NV200, Caravan и их производные). Его годовая производственная мощность составляет до 150 000 автомобилей, что делает его важным звеном в цепочке поставок для корпоративных клиентов и экспортных рынков.
Закрытие этих предприятий — не просто внутреннее решение. Это сигнал отрасли: японское автомобилестроение переживает системный кризис, и даже признанные бренды вынуждены идти на жёсткие меры.
Несмотря на то, что Nissan Leaf стал пионером среди массовых электрокаров, компания не смогла развить успех. Новые модели, такие как Ariya, не оправдали ожиданий: спрос оказался крайне низким — даже на внутреннем рынке и в Китае. В результате, завод в китайском Ухане (где выпускались Ariya и X-Trail) также попал под нож. Это провал глобальной продуктовой политики.
Конкуренты Nissan — Toyota, Hyundai, Geely, BYD — в последние годы демонстрируют агрессивное обновление линеек, стремительную электрификацию и внедрение новейших мультимедиа и ассистентов. На этом фоне Qashqai, X-Trail, Juke и даже Pathfinder выглядят архаично, как в дизайне, так и в технологиях.
Ранее Nissan входил в альянс с Renault и Mitsubishi, который помогал делить расходы на разработку. Однако внутренние конфликты (вспомним дело Карлоса Гона) и провал слияния с Honda лишили компанию стратегического партнёра в критический момент.
На фоне падения рентабельности компания инициировала новый раунд сокращений — до 10 000 рабочих мест, преимущественно за пределами Японии. Учитывая уже проведённые ранее увольнения, общее число сотрудников, покинувших Nissan, может достичь 20 000 человек.
Это крупнейшее сокращение в отрасли с начала пандемии и тревожный сигнал: производственные активы, особенно в высокозатратных странах, становятся балластом, если не подкреплены стабильным спросом и маржинальностью.
Закрытие заводов в самой Японии — событие редкое и почти табуированное. Это не только экономический, но и культурный удар. Для японцев, особенно тех, кто работает в традиционных отраслях, такие решения воспринимаются болезненно. Оппама и Сенан — это рабочие места, экосистема субподрядчиков, логистика и социальные гарантии для целых префектур.
По предварительным данным, речь идёт не об оперативной остановке, а о постепенной консервации мощностей в течение 2025–2026 годов. Это даст возможность перепрофилировать часть оборудования и перевести персонал на другие объекты, но шансы на перезапуск крайне малы без резкого улучшения финансового положения бренда.
Ситуация с Nissan — это иллюстрация того, что даже гиганты могут оступаться, если теряют контакт с реальностью рынка. Закрытие заводов в Японии — символ конца эпохи. Если бренд не пересмотрит подход к продуктам, технологиям и клиентскому опыту, он рискует утратить своё место не только на глобальном рынке, но и в истории автопрома.
Вам может быть интересно почитать о автоновостях — свежие автоновости, обзоры и тест-драйвы. Экспертное мнение редактора korandovod.ru Новость демонстрирует стратегический курс бренда: завершение эпохи бензиновых… Далее ...
КGM Rexton Корейский бренд SsangYong вернулся на российский рынок под новым именем KGM и не планирует продавать дизельную версию внедорожника Rexton в России. Это объяснил… Далее ...
У чешской Skoda в портфолио встречаются не самые удачные версии. По данным профильных источников, Superb и Octavia нередко страдают от проблем с электрикой. Эта сторона… Далее ...
Компания Geely готовит к выпуску новый плагин‑гибридный седан Galaxy Starshine 7. Согласно данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая, модель получила гибридную систему NordThor AI… Далее ...
Министерство промышленности и информационных технологий Китая (MIIT) рассекретило новый электрический седан Volkswagen ID.Unyx 07. Кроме того, Volkswagen наладит его производство на заводе в провинции Аньхой.… Далее ...
Кроссоверы и внедорожники доминируют в парке китайских автомобилей россиян. Приблизительно 80% зарегистрированных в России «китайцев» относятся к этому сегменту. При этом в общем российском автопарке… Далее ...
Целые кузова УАЗ иногда продают как обычные запчасти. Это позволяет владельцам быстро обновить автомобиль. Они тем самым избавляются от очагов коррозии и других проблем. Вопрос… Далее ...
Несмотря на падение продаж на 25,1%. LADA Granta с почти двукратным отрывом остаётся лидером российского рынка. По итогам сентября её выбор сделали 11,9 тыс. покупателей.… Далее ...
Марка Omoda, помимо уже представленных в России кроссоверов C5 и C6, готовит компактный паркетник C3. Кроме того, компания анонсировала ещё одну модель сегмента SUV —… Далее ...
В Казахстане начнут собирать автомобили Geely на местном заводе «СарыаркаАвтоПром». Также предприятие уже выпускает автомобили других марок, включая Kia, Chevrolet, JAC, Jetour и Skoda. Это… Далее ...
Минпромторг РФ обнародовал первичный перечень автомобилей, которые можно будет закупать в таксопарки по новому закону о локализации. В перечень попали более 20 моделей шести отечественных… Далее ...
Самые популярные в России автомобили подешевели в среднем на 422 000 рублей по сравнению с прошлым годом. При этом исследователи изучили более 10 000 реальных покупок новых… Далее ...