Фото: Nissan
Nissan оказался в эпицентре масштабного кризиса. Японский автогигант рассматривает возможность закрытия сразу двух своих ключевых заводов — в Оппаме и Сенане, а также не исключает остановки сборочной площадки в Мексике. Это решение является частью антикризисной стратегии, направленной на оптимизацию расходов, реструктуризацию производства и попытку сохранить конкурентоспособность на глобальном рынке. Разбираемся, как одно из старейших автопроизводств Японии оказалось в столь непростом положении.
Одним из ключевых активов, попавших под угрозу ликвидации, стал завод Nissan в Оппаме, открытый в далёком 1961 году. Это предприятие стало колыбелью таких моделей, как Cedric, Bluebird и впоследствии — первого массового электромобиля Leaf, производство которого стартовало здесь в 2010 году. Сегодня мощность завода оценивается в 240 000 автомобилей в год.
Второй объект — завод в Сенане, ориентированный на сборку коммерческого транспорта (включая модели Nissan NV200, Caravan и их производные). Его годовая производственная мощность составляет до 150 000 автомобилей, что делает его важным звеном в цепочке поставок для корпоративных клиентов и экспортных рынков.
Закрытие этих предприятий — не просто внутреннее решение. Это сигнал отрасли: японское автомобилестроение переживает системный кризис, и даже признанные бренды вынуждены идти на жёсткие меры.
Несмотря на то, что Nissan Leaf стал пионером среди массовых электрокаров, компания не смогла развить успех. Новые модели, такие как Ariya, не оправдали ожиданий: спрос оказался крайне низким — даже на внутреннем рынке и в Китае. В результате, завод в китайском Ухане (где выпускались Ariya и X-Trail) также попал под нож. Это провал глобальной продуктовой политики.
Конкуренты Nissan — Toyota, Hyundai, Geely, BYD — в последние годы демонстрируют агрессивное обновление линеек, стремительную электрификацию и внедрение новейших мультимедиа и ассистентов. На этом фоне Qashqai, X-Trail, Juke и даже Pathfinder выглядят архаично, как в дизайне, так и в технологиях.
Ранее Nissan входил в альянс с Renault и Mitsubishi, который помогал делить расходы на разработку. Однако внутренние конфликты (вспомним дело Карлоса Гона) и провал слияния с Honda лишили компанию стратегического партнёра в критический момент.
На фоне падения рентабельности компания инициировала новый раунд сокращений — до 10 000 рабочих мест, преимущественно за пределами Японии. Учитывая уже проведённые ранее увольнения, общее число сотрудников, покинувших Nissan, может достичь 20 000 человек.
Это крупнейшее сокращение в отрасли с начала пандемии и тревожный сигнал: производственные активы, особенно в высокозатратных странах, становятся балластом, если не подкреплены стабильным спросом и маржинальностью.
Закрытие заводов в самой Японии — событие редкое и почти табуированное. Это не только экономический, но и культурный удар. Для японцев, особенно тех, кто работает в традиционных отраслях, такие решения воспринимаются болезненно. Оппама и Сенан — это рабочие места, экосистема субподрядчиков, логистика и социальные гарантии для целых префектур.
По предварительным данным, речь идёт не об оперативной остановке, а о постепенной консервации мощностей в течение 2025–2026 годов. Это даст возможность перепрофилировать часть оборудования и перевести персонал на другие объекты, но шансы на перезапуск крайне малы без резкого улучшения финансового положения бренда.
Ситуация с Nissan — это иллюстрация того, что даже гиганты могут оступаться, если теряют контакт с реальностью рынка. Закрытие заводов в Японии — символ конца эпохи. Если бренд не пересмотрит подход к продуктам, технологиям и клиентскому опыту, он рискует утратить своё место не только на глобальном рынке, но и в истории автопрома.
АвтоВАЗ вновь продемонстрировал публике новый кроссовер LADA Azimut, запланированный к серийному запуску в 2026 году. На этот раз презентация состоялась в технопарке «Жигулевская долина» в… Далее ...
В Россию поступил новый Honda Freed Crosstar – практичный семейный кроссвэн. Он сочетает просторный салон с внедорожным пластиковым обвесом и металлической защитой заднего бампера. Цены… Далее ...
Благодаря параллельному импорту, новый кроссовер Volkswagen Tharu XR доступен в России по цене ниже 2 миллионов рублей. Например, на одном из сайтов объявлений цена стартует… Далее ...
Компания Geely приятно удивила покупателей, увеличив скидки на популярные модели Emgrand и Monjaro. В начале августа размер скидок вырос на 75–100 тысяч рублей. Это значит,… Далее ...
В России подорожал популярный компактный кроссовер Geely Coolray. Однако, цены на сам автомобиль остались неизменными. Причина подорожания — уменьшение «специальной выгоды». Это прямая скидка от… Далее ...
Премиальный бренд Hongqi представил в России новый флагманский кроссовер HS7. Это полноразмерная семиместная модель. Она сочетает современные технологии, стильный дизайн и высокую безопасность. Руководство Hongqi… Далее ...
С 11 августа российский завод Haval в Тульской области ушел в плановый корпоративный отпуск. Остановка затронула как автосборочное, так и моторное производство. Представители компании объяснили… Далее ...
В июне компания Chevrolet представила новый гиперкар Corvette ZR1X с гибридной силовой установкой. Теперь же объявлены цены на новинку. Более того, Chevrolet анонсировал доступность кабриолета… Далее ...
Южнокорейская компания Hyundai Motor и американский автоконцерн General Motors заключили стратегическое партнерство. В результате этого сотрудничества, уже в 2028 году на рынок выйдут пять новых… Далее ...
Toyota планирует построить новый автозавод в Японии. Расположится он в префектуре Айти, в городе Тоёта. Запуск намечен на начало 2030-х годов. Пока неизвестно, какие модели… Далее ...
В России произошел неожиданный рост цен на автомобили Changan. Это не связано с прямым повышением ценников. Дело в изменении системы скидок при полной оплате. Например,… Далее ...
В документе подчеркивается, что за последние десять лет структура экономики региона изменилась значительно. Если ранее основой были оборонная, металлургическая и химическая индустрии, то теперь важна… Далее ...