«Много в мире разного, Беларусь – одна!» — Автопробег корандоводов «Москва – Брест – Москва» (1618.03.12)

Прилетай весной, как прилетают гуси,
Ты увидишь, как уйдет твоя печаль, уйдет и грусть…
Если ты услышишь сердце Беларуси,
Навсегда полюбишь Беларусь!
Д. Надина, К. Жукович, А. Молош «Сердце Беларуси»

Мероприятий, которые проводятся форумчанами сайта korandovod.ru, становится все больше и больше. И раз от раза они все более интересны. Еще недавно были только совместные встречи в разных городах и вылазки «помесить грязь», потом добавились Ежегодные слеты корандоводов – и вот в этом году уже будет Юбилейный Пятый слет, традицией уже стал и Кубок Афанасенко, проводимый в г. Омске. А совсем недавно, 1618 марта 2012 года, состоялся Автопробег Москва – Брест – Москва.

В пробеге участвовали 14 автомобилей, причем, только два из них не принадлежали маркам SsangYong и Тагаз, остальные 12 были представлены в большинстве своем Корандо и Тагерами, а также одним Рекстоном и одним Муссо-Спорт.

Пробег предполагал посещение Брестской крепости, а раз так, то были запланированы старт из Москвы, посещение города-героя Минска и собственно экскурсия в крепость. Радует, что благодаря принятию Таможенного Союза, стали возможными и легкими встречи корандоводов из России и бывших союзных республик.


Организаторами мероприятия выступили два Дмитрия – из Москвы и Минска: на форуме Loban и Dmitry. Как рассказывает Loban, идея пробега возникла довольно спонтанно. Обсуждали по скайпу алтайский слет, и решили, что есть желание встретиться и до слета. Нужно заметить, что оба Дмитрия, кроме того, что являются владельцами автомобилей Тагер и Рекстон, профессионально связаны с автомобилями SsangYong и Тагаз. Дмитрий из Минска (Dmitry), например, занимается ремонтом данных автомобилей и реализует запчасти на них, а Дима (Loban) из Москвы тоже занимается запчастями на SsangYong и другие корейские автомобили, но, кроме того, и профессиональным тюнингом этих машин. Так вот из разговора по скайпу про запчасти, Алтайский слет и любимые машины,  как-то так слово за слово и родилась идея пробега. Но как мы знаем, все самые лучшие проекты именно так и рождаются. Итак, решено – сделано.

Олег, на форуме volchara, участник третьего и четвертого слетов, делится впечатлениями: «На этот раз мне очень понравилась организация процесса. Хорошо, что организаторов было два, даже три человека. С нашей стороны Дима (Loban) и со стороны белорусских коллег Дима и Костя. Можно сказать, что и я принял непосредственное участие в организации пробега. Место для встречи, время  — это я. Специально перед поездкой туда ещё раз метнулся для уточнения точки по километровым столбикам и другим характерным ориентирам».

В путь на Минск выдвинулись организованной колонной и добрались без проблем. «Доехали за шесть часов до самой границы и далее ещё часа два-два с половиной до Минска, — продолжает рассказ volchara, —  то есть приехали согласно «штурманского» расчёта. Там встретились с Дмитрием, и он нас довёз до гостиницы «Юность», где заблаговременно были забронированы номера для нас. Пока размещались, мы с Инной (штурман Олега — прим. автора) записались на экскурсию по вечернему городу на двухэтажном автобусе. Город, хоть и бывший совковый, мне очень понравился. Почти Европа (есть с чем сравнивать, когда летал, побывал во многих городах Европы). Всё чисто, аккуратно, как ни странно, народу в 22 часа на улицах не много, пробок нет. В общем, впечатлился вплоть до того, что готов был променять Москву на Минск, если бы предложили достойную работу и оплачиваемую. Как и положено в приличном городе, расплачивались везде (или почти) банковской картой, даже на заправках, при этом сразу проходила конвертация нашего рубля в их. Трудно привыкнуть к их десяткам тысяч и миллионам. Мороженное — 3000 белорусских рублей, литр бензина —  6500, пообедали в кафе на 200000. Красиво жить не запретишь.
Нашего экскурсовода звали Тадеуш. Поляк. Рассказывал он очень душевно, сыпал цифрами, датами, как из рога изобилия. Я поразился, вот ведь память у человека. Хотя, если этим занимаешься годы и изо дня в день, ничего удивительного».

Сергей, на форуме dikiy173 дополняет рассказ: «Наш маршрут пробега немного отличался от общего – Тула-Москва-Минск-Брест-Минск-Тула. В 2300 15 марта мы двумя экипажами выдвинулись в сторону Москвы, а точнее в 83 км трассы Москва-Брест (там была запланирована встреча с участниками пробега с Российской стороны). Встретившись с остальными участниками, колонной выдвинулись в сторону Минска. Скорость была небольшой (100110 км/ч) и к 1200 16 марта по российскому времени и 1100 по белорусскому мы благополучно прибыли к месту сбора в г. Минск. Белоруссия встретила нас пасмурной и временами дождливой погодой. Немного расстроились, потому что хотелось тепла. После заселения в гостиницу-санаторий «Юность», приняв душ и переодевшись, мы устремились в местное кафе под названием «Русалочка» (название, видимо, связано с тем, что санаторий находится на берегу моря). Русские рубли не принимали – пришлось снять с банкомата местные (по курсу 5000 российских рублей = 1330000 белорусских). Впервые почувствовал себя миллионером! Пообедав, решили пару часиков отдохнуть и в 1930 по местному времени отправились на экскурсию по вечернему Минску. Что сказать о городе Минске – очень чисто, никаких намёков на пробки несмотря на пятницу вечер (представьте себе дорожную обстановку в Москве в пятницу вечером). На улицах нет никаких торговых палаток – всё покупайте в магазинах. Масса красивейших зданий, площадей, памятников».

Здесь мы, пожалуй, сделаем небольшое отступление и расскажем немного о Минске читателям, не присутствовавшим на экскурсии и не бывавшим в Белоруссии. Минск, помимо того, что является столицей Беларуси, и городом, которому после Великой Отечественной войны присвоено звание города-героя, это еще и один из древнейших славянских городов, на судьбу которого было уготовано много тяжелых испытаний. Первые упоминания о поселениях, находившихся на территории настоящего Минска, относятся к IXвеку, а свидетельства в летописях – с 1067 г. С тех пор Минское княжество довольно часто становилось объектом притязаний завоевателей: его делили Полоцкое и Киевское княжества, в период Золотой Орды упоминания о Минском княжестве пропадают, а после этого Минск обращается за помощью к Литве, и следующее упоминание о городе датируется уже 1324 годом. Вскоре после того, как Польша и  Великое Княжество Литовское образуют союз, город становится центром Минского воеводства и Минского повета. А в 1591 году Минску был пожалован герб. В 1569 году заключается Люблинская уния, объединившая окончательно Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое государство Речь Посполитая. А в середине XVIIвека Минск становится экономическим, культурным и православным центром Речи Посполитой. Одновременно с этим появляются общины католиков и иудеев, а чуть позднее основным религиозным течением становится униатство. Все это накладывает на облик города определенные черты. В этот период происходит все большая полонизация интеллигенции и дворянства. Это время можно считать спокойным в истории Минска. Потому что уже в 1654 году в результате Русско-Польской войны Минск был взят войсками русского царя Алексея Михайловича и удерживался до 1667 года. За время войны город был разрушен практически до основания, в нем осталось всего 300 домов и порядка двух тысяч жителей. Не успел город оправиться от трагедии, как в 1708 году был вновь разрушен и взят в ходе Великой Северной войны шведским королем Карлом XII. А уже на следующий, 1709 год, Минск завоеван Петром I. Помимо физического разрушения в абсолютный упадок пришла экономика Минска, город перестает играть какую-либо роль и уходит на периферию Речи Посполитой.

В ходе второго раздела Речи Посполитой в 1793 году  Минск в составе центральной части Белой Руси перешел в состав Российской Империи и стал центром Минской губернии. После всех тяжелых событий, выпавших на долю города, наконец начинается время развития города. Открывается общественный парк, начинает выпускаться газета, к 1811 г население насчитывает 11 000 человек. А в 1812 году в ходе Отечественной войны город вновь разрушен, из населения в живых остается всего 3 500 человек, инфраструктура разрушена. Последние волнения происходили во время Польского восстания 1830 г, которое было подавлено. Национальный характер города начинает меняться, польское население вытесняется.

XIXвек становится эпохой роста населения города, открывается библиотека, пожарная каланча, театр, идет интенсивное строительство двух- и трехэтажных домов. Но самое важное событие – это открытие в 1871 году железной дороги Москва-Варшава. В 1873 году Минск становится железнодорожным узлом. Развитие города идет огромными темпами: запускается водопровод, телефон, электростанция. К 1900 году в городе уже было 58 фабрик и заводов. К 1897 году в городе проживало 91,5 тыс. человек.

Мирное существование Минска и рост экономики были прерваны Первой мировой войной. С 1915 года город становится прифронтовым, в нем находятся множество госпиталей и складов. За время войны Минск неоднократно подвергался бомбежке немецких аэропланов и дирижаблей. В 1918 году Брестский мир позволил кайзеровской Германии захватить Минск, и в том же году была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики. Но такое положение сохранилось не долго. Уже в 1919 году Красная Армия заняла Минск, была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия в составе РСФСР, и Минск объявлен столицей новопровозглашенной республики. В том же году Белоруссия входит в состав Литовско-Белорусской ССР, и тут Минск снова накрывает волна войны. На этот раз Советско-Польской (19191921 гг.). В 1920 году Красная Армия вновь занимает город, разрушенный годами войны. Начинается его восстановление.

В 1921 году в Минске открываются Белорусский государственный университет и первая научная библиотека. А в 1924 году уже работало 29 заводов, множество школ и кинотеатров, больниц, ведется масштабная застройка города. С одной стороны, цифры впечатляющие, но с другой, стоит вспомнить, что четверть века назад в городе уже были 58 фабрик и заводов. И сразу становится печально от осознания того, какая тяжелая судьба у этого города. Постоянные взлеты и падения. Не успевал город чуть поднять голову, жадно вдохнуть мирного воздуха, расправить плечи, как тут же получал следующий удар от очередных завоевателей, стиравших с лица земли и достижения человеческих рук, и самих людей. От этого и от понимания безграничной человеческой деструкции и завоевательской агрессии становится страшно.

А тем временем в Минске открывается Академия наук Белорусской ССР, Государственная библиотека, выходят на линию первые трамваи, взлетают самолеты с только что отстроенного аэропорта. Город дышит полной грудью. В 1939 году население составляло 238 800 человек.

В Минске строят огромный, 240 000 м3, Дом Правительства БССР. Проектировал здание, ставшее одним из лучших памятников конструктивизма, Иосиф Лангбард. И именно Дом Правительства положил начало формированию нового центра города – площади, как ни сложно догадаться, имени Ленина.

Что было дальше, всем нам известно. История сделала еще один виток, по спирали с жестокостью кинув город в кровавый вихрь войны. С 28 июня 1941 года Минск оказался в оккупации немецких войск. Всего 21 год мира и вновь война, вновь разрушения, вновь гибель людей. За время войны погибло 70 000 минчан. В городе нацистами было создано 3 еврейских гетто, в которых замучены и убиты 80 000 евреев. В 1941 году Минск бомбили с воздуха немецкие самолеты, в 1944 – советская авиация. 3 июля 1944 года Минск был освобожден. К этому моменту в центре города неразрушенными остались менее 70 зданий. Окраины пострадали чуть меньше. В 1974 году Минску было присвоено звание города-героя. И в данном случае, это более чем заслуженно!

В послевоенное время началось восстановление города. В который уже раз за его историю! Были построены Минский мотоциклетно-велосипедный завод, Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод – и все это за три послевоенных года! В 50х годах заработали подшипниковый, радиаторный, часовой заводы. Минск становится одним из главных центров Советского Союза за счет передового машиностроения, высоких технологий, развитости культурной, образовательной сферы, науки. Продукция его автомобильного и тракторного заводов — визитная карточка республики и всего Союза на мировом рынке. В 1952 году в городе начинают ходить троллейбусы, через тридцать лет, в 1982, открывается международный аэропорт, а в 1984 – метро.

С 1991 года Минск – столица суверенной Беларуси. Сегодня Минск — это более 600 улиц и проспектов, метро с 25 станциями, два аэропорта, Белорусский государственный цирк, множество кинотеатров, библиотек, парков и скверов. Архитектура Минска – это в большинстве архитектура города сталинской застройки, так как старинные памятники практически полностью уничтожены войнами. Нынешний герб города – тот, который был присвоен городу в 1591 году. На нем изображена Богородица в красно-фиолетовых одеждах на серебряном облаке. Ее возносят на небо два ангела, а над ними летят два херувима. Согласно легенде, икона с изображением Вознесения Богородицы сама прибыла в город вверх по течению реки Свислочи из Киева, разрушенного монголо-татарами.

И да хранит Богородица город-герой Минск. Слишком много на его долю выпало крови и войн. И слишком часто он, как птица Феникс, возрождался из пепла. Он давно заслужил спокойствия и мирного неба.

Итак, вернемся к нашим путешественникам. После экскурсии их ждал отдых в гостинице. А на утро была запланирована экскурсия по Брестской крепости, но об этом во второй части нашего отчета.

Окончание следует.

CherryBrandy